Давид говорит от лица Бога: “Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог”(Пс. 49, 7.). Немного ниже он говорит: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих…”(Пс. 49, 9.) И еще: “Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу…”(Пс. 49, 13–14.) Будучи сам Богом, какому еще Богу Он повелевает принести в жертву хвалу? Понимаешь ли, что Отец здесь объявляет о Сыне и Святом Духе и повелевает принести Им в жертву хвалу, а не кровь вола или козла? Здесь же Бог возвестил Новый Закон: в Ветхом Законе Он повелел приносить кровавые жертвы и всесожжения, здесь же говорит: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих…” — и повелевает принести в жертву хвалу, а не кровавую жертву. После пришествия Сына Божиего, упразднившего все жертвоприношения, все люди приносят Ему в жертву хвалу, как Он и повелел. И далее Бог говорит: “И воздай Всевышнему молитвы твои”[6]. Сам Всевышний, какому Всевышнему повелевает воздать молитвы? Очевидно, что Святому Духу. Здесь Писание открывает истинное число Святой Троицы и возвещает Новый Закон; отсюда мы получаем понимание Святой Троицы, ибо Господь разделил: Он повелел приносить в жертву Сыну хвалу, воздавать молитвы Святому Духу. Далее Бог сказал: “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня”(Пс. 49, 15.). Бог сказал это не затем, чтобы разделить действия Святой и Нераздельной Троицы, но чтобы впоследствии через пророков научить о числе Святой Троицы.

И еще: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня…”(Пс. 109, 1.) Против этого говорит жидовин: “То, что написано у Давида, сказал царь архиерею, а не Отец Сыну”. Но послушай, что далее говорит Давид в том же псалме: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(Пс. 109, 3.); и: “Ты священник вовек по чину Мелхиседека”(Пс. 109, 4.). Если бы царь обращался к архиерею, он не сказал бы: “Из чрева прежды денницы Я родил Тебя”; и: “Ты священник вовек”; или: “по чину Мелхиседека”; ибо нигде не написано, что царь родил архиерея прежде денницы, и не бывают архиереями вовеки, поскольку смерть этому препятствует, и архиереи в Ветхом Законе были, как всем известно, не по чину Мелхиседека, но по чину Аарона. Один Господь наш Иисус Христос “из чрева прежды денницы” от Отца родился. Ему сказал Отец: “седи одесную Меня”, и: “Ты священник вовек”, и: “по чину Мелхиседека”. Он “имеет непреходящее священство, как пребывающий вечно живым”(Ср.: Евр. 7, 24.). Он стал “Первосвященник будущих благ… а не такового устроения”(Евр. 9, 11.), по словам апостола Павла.

Об этом же и Даниил говорит: “Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями… И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится”(Дан. 7, 13–14.).

Да устыдятся жиды, утверждающие, будто Божество единолично и односоставно, и будто Бог Отец Вседержитель не имеет Сына, Единосущного и Сопрестольного Себе, и будто Христос, о Котором проповедали пророки, является Сыном Божиим не по Существу, но по благодати, как Давид и Соломон. Если бы было так, то Кто дошел до Ветхого днями? Кому даны владычество, и слава, и царство? “И владычество Его, — сказано, — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится”. Чье владычество не прейдет, и чье царство не разрушится? Давид, высший из царей, и мудрейший Соломон царствовали, после умерли, и владычество их закончилось, и царства их разрушились. И сколько царей ни правили под солнцем, владычества их закончились, и царства их разрушились. Один Господь наш Иисус Христос, Сын Божий — Предвечный, Он назвался Сыном Человеческим и Христом. Он с облаками небесными дошел до Ветхого днями, Ему даст Отец Его, Бог Вседержитель, владычество вечное, которое не прейдет, и царство, которое не разрушится.

Исаия также говорит: “Видел я Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и… вокруг Него стояли Серафимы… и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!”(Ис. 6, 1–3.) Если бы было одно Лицо Господа, то серафимы не говорили бы трижды, но говорили бы единожды: “Свят Господь Саваоф”. Поскольку серафимы трижды говорят: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф”, этим они объявляют Триипостасность Божества. Они говорят: “Господь Саваоф”, чтобы объявить Единосущность Божества.

Валаам, хотя и был вне церкви, так сказал о Господе нашем Иисусе Христе: “Восходит звезда от Иакова и восстает Человек от Израиля”(Ср.: Чис. 24, 17.). Свидетельство же врагов бывает наиболее правдивым. Господь Иисус Христос назван звездой из-за Своего Божества: звезда — это огонь, огонь так же уничтожает предметы и греховное естество, как Божество очищает согрешения верующих. Слова Валаама “восстает Человек от Израиля” объявляют, что Христос не только Бог по Своему Естеству, но и Человек по Своей воле, по Своему милосердию и неизреченному человеколюбию. И еще Валаам сказал: “И сокрушит князей Моава и пленит всех”(Ср.: Чис. 24, 17.). Моав и Аммон были сыновьями Лота, их владениями были Аравия, Идумея и Гевала; собирая другие народы, они постоянно нападали на израильтян. Поэтому Валаам сказал: “И сокрушит князей Моава и пленит всех”. Иисус Христос не оружием, не войной, но проповедью апостолов, благочестием и правдой сокрушил всех, как никто другой ни в какое иное время, и это всем известно.

Моисей сказал: “Сохраните этот закон, который через меня вам дал Бог”,(Ср.: Втор. 4, 5.) и “когда войдете в землю обетованную, не делайте мерзостей, какие делали народы те. Пророка, как меня, воздвигнет вам Господь Бог ваш. Всякий, кто не послушает того Пророка, исчезнет из рода людского”(Ср.: Втор. 18, 9, 15, 19.). Он назвал Господа Иисуса Христа Пророком ради Его вочеловечения. Моисей сказал: “как меня”, сравнивая себя с Господом Иисусом не по природе, но по действию, ибо никто из пророков от Моисея до Христа не был законодателем. Моисей сравнил Господа Иисуса Христа с собой и назвал Его не только Пророком, но и Законодателем, как он сам, не для того, чтобы показать раба равным Владыке и творение — равным Творцу, но затем, чтобы сопоставить разные эпохи и прообразовательно возвестить истину. Моисей родился в Египте, и Господь родился в Вифлееме. Моисей — израильтянин, Господь также родился по плоти от Давида. Тогда, при рождении Моисея, фараон убивал детей, ныне, после Рождества Господа Иисуса Христа, Ирод убивает младенцев. Благодаря матери спасается от смерти Моисей, и Господь с Матерью скрывается от Ирода. Моисей в корзине был брошен в реку, и Господь также был на берегах этой реки в Египте. Моисей был вскормлен женщиной-иноплеменницей, и Господь был воспитан в египетском городе.

Давид говорит: “С небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне”(Пс. 101, 20–22.). Сам Господь — какого Господа имя возвещает на Сионе? Кого другого? — Никого, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Он смилостивился над землей и освободил нас, умерщвленных детей Адама и Евы, скованных и связанных цепями грехов; и возвестил на Сионе Имя Господне, ибо стоя в церкви учил об Отце Своем и говорил: “Я открыл имя Твое человекам…”(Ин. 17, 6.)

И еще сказано: “Господи! Приклони небеса… и сойди…”(Пс. 143, 5.); и: “Восседающий на херувимах, яви Себя… и приди спасти нас”(Пс. 79, 2–3.). И еще говорит Давид: “Бог — Господь, и явил Себя нам. Благословен грядущий во имя Господне!”(См. Пс. 117, 27–26.). Ни о ком ином возвещает Давид, но о Боге и Господе нашем Иисусе Христе, грядущем во Имя Господне, Который говорит: “Я пришел во имя Отца Моего…”(Ин. 5, 43.) И если бы Христос был Сыном Божиим не по Существу, но как Давид и Соломон, то Кого в таком случае Давид назвал Богом и Господом, грядущим во Имя Господне?

И еще говорит Давид: “Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна… И будет имя Его благословенно вовек; прежде солнца пребывает имя Его”(Пс. 71, 6–7, 17.). Иудеи утверждают, будто это сказано о Соломоне. Нет, не о Соломоне это изречение. Соломон не сошел, как дождь на скошенный луг, но отец его Давид говорит: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”(Пс. 50, 7.). Если Давид зачат в беззаконии, насколько же более беззаконно зачатие Соломона, родившегося от женщины-прелюбодейки! Нет, не о Соломоне сказано, что благословенно имя его вовек, что пребывает имя его прежде солнца и не отнимется вместе с луной, что поклонятся ему все цари земные, что покорятся все народы ему, — ибо он согрешил перед Господом, и отступил от Него, и поклонился моавскому идолу и Астарте, идолу сидонскому, и умер в грехах.

И еще Давид сказал: “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”(Пс. 8, 3.). Нет ничего больше такого чуда, этого не отрицают и жиды. Такое чудо может случиться только по Божественному повелению, ибо не просто дети, но грудные младенцы прорекли. В Писании сказано: “Ты устроил хвалу”, — не из возмужалых уст Ты устроил хваление Своей Божественной силой. Ибо и при Елисее воскрес мертвый и исцелился прокаженный, и при Давиде был изгнан бес. Грудные младенцы впервые прорекли, обращаясь к Господу Иисусу Христу; они не просто говорили, но показали устремление к Богу Отцу, сказав: “Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!”(Ин. 12, 13.) Почему тогда не ангельский голос раздался? Потому что жиды назвали бы его галлюцинацией. А о детях своих они ничего не могли сказать дурного, потому что те от них родились и ими воспитывались.

Еще говорит Давид: “На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах”(Пс. 118, 89.). Произносимое и растворяющееся в воздухе слово не может сохраниться навеки.

И еще говорит Давид: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе”(Пс. 2, 7–8.). Жид скажет: “В псалме говорится о Соломоне”. Так пусть он услышит, что никогда Соломон не владел пределами земли, не поражал их жезлом железным, не разбивал своих врагов, как сосуды горшечника, но подвергался нападениям своих врагов до конца жизни. Слова Давида: “Я ныне родил Тебя” — сказаны о Рождестве Господа Иисуса Христа по плоти от Пресвятой Богородицы Марии. О предвечном и вневременном Его Рождестве Давид говорит так: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(Пс. 109, 3.); и Соломон говорит об этом: “Прежде создания гор, прежде истечения источников, прежде всех холмов Бог рождает меня”(Ср.: Притч. 8, 24–25.). Так Давид и Соломон показали, что прежде всего творения родился Сын от Отца и Бог от Бога, прежде солнца, прежде луны, прежде какого-либо народа.

Исаия также говорит: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил”(Ис. 7, 14.), что значит “с нами Бог”. Если бы было одно Лицо и одна Ипостась у Божества и если бы Христос не был Единосущен Богу Отцу, но был подобен Давиду, Соломону и Моисею, то Чье Рождение от Девы предвещает пророк и Кого называет с нами Сущим Богом?