Елисей говорит Илии: “Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне”(4 Цар. 2, 9.).

Иезекииль сказал: “Был на мне Дух Господень”(Ср.: Иез. 2, 2.); и еще сказал: “И дам сердце новое и Дух Мой дам вам”(Ср.: Иез. 11, 19.); и он же сказал: “Была на мне рука Господа, и Он вывел меня Духом Божиим”(См. Иез. 37, 1.); и еще: “И вошел в них Дух Божий, и они ожили”(Ср.: Иез. 37, 10.).

Во Второзаконии сказано, что Иисус Навин исполнился Духа Святого и мудрости, когда Моисей возложил на него руки (Втор. 34, 9.). И еще: “Дух Господень исполнил Веселеила мудростью, разумением и всяким искусством”(Ср.: Исх. 31, 2; 35, 30–31.). Святой Дух сошел на 70 мужей старейшин при Моисее, ибо сказано: “И сошел Господь в облаке… и взял от Духа, Который был на Моисее, и дал семидесяти старейшинам”(См. Чис. 11, 25.). 68 из них пришли к скинии и начали пророчествовать. Елдад же и Модад не пришли к Моисею, но и они начали пророчествовать; Иисус, преемник Моисея, удивился и пришел сказать Моисею: “Господин Моисей, слышал ли ты, что Елдад и Модад пророчествуют? Они были позваны к скинии, но не пришли, запрети им”. Моисей ответил: “Я не могу запретить им, ибо это небесный дар, его я сам имею по дарованию. Не думаю, что ты сказал это из зависти, не упрекай меня за то, что они пророчествуют, а ты не пророчествуешь, дождись времени”, — “О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!”(Чис. 11, 29.) Пророчески говоря “когда бы Господь послал”, Моисей ясно объявляет, что Господь еще не послал Духа Своего и потому нет дара пророчества у Иисуса Навина, ибо сейчас дается лишь частичное дарование — когда же даст Господь, то дарование будет обильным. Так Моисей предсказал сошествие Святого Духа на святых апостолов в Пятидесятницу, о котором говорит и Иоиль: “И в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Ибо на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего”(См. Иоил. 2, 28–29.), и прорекут. И разве не исполнилось это предсказание в пятидесятый день, когда Святой Дух сошел на святых апостолов?

Писание говорит: “Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь”(Иов 33, 4.).

Пророк Захария также говорит: “Да укрепятся руки Зоровавеля, и руки Оседека священника, и руки людей, потому что Я с вами, и Слово Мое, и Дух Мой”(Ср.: Зах. 4, 6.). “Но слова Мои и законы Мои исполняете, которые Я заповедал Духом Моим пророкам, рабам Моим”(См. Зах. 1, 6.).

В книге пророка Даниила пишется: “Воздвиг Бог через Святого Духа молодого юношу по имени Даниил”(См. Дан. 13, 45.). Навуходоносор сказал Даниилу: “Валтасар, глава мудрецов! Я знаю, что в тебе Дух Святого Бога”(Дан. 4, 6.).

В книге Бытие сказано: “Дух Божий носился над водою”(Быт. 1, 2.), оживляя все, чтобы Божие творение не было мертвым. И если Святой Дух подал Елисею дар чудотворения, наставлял Иезекииля, явил воскресение мертвых, исполнил мудрости Иисуса Навина, исполнил Веселеила разума и искусства, сошел на 70 мужей старейшин и подал им дар пророчества, сделал Моисея законодателем, по пророчеству Иоиля в последние дни излился и подал дар пророчества, умудрил Даниила, Исаию освятил и сделал пророком, Иеремию избрал во чреве матери, — скажи, еретик, если столь много чудесных и неизреченных дел Святой Дух сотворил, как может Он растворяться в воздухе? Ведь все, растворяющееся в воздухе, уходит в небытие.

Достаточно нам знать для спасения, что Отец имеет Слово и Дух, то есть Сына и Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Себе! Слово Божье не таково, как мое слово, производимое из груди речевыми органами и растворяющееся в воздухе. У меня есть три органа речи: язык, зубы и губы. Бог же не имеет ни груди, ни языка, ни зубов, ни губ наподобие наших; также и Слово Его не растворяется в воздухе, но Слово Его живо и Ипостасно, изначально было у Бога, и Само — Бог. Также и Дух Божий не таков, как мое дыхание, исходящее изо рта и растворяющееся в воздухе. Дух Божьих уст, Дух истинный, исходящий от Отца, и Сам — Бог; Он имеет Божественную сущность и совершенную Ипостась, а не растворяется в воздухе. Пойми три действия Божии: Господь повелевает, Сын содействует, Дух укрепляет. Если нет человека бессловесного и бездыханного, то насколько больше человека Бог!

Но вот что еще говорит еретик: “Человек имеет душу, которая рождает слово, произносимое через рот дыханием и невидимое для людей; одна лишь душа живет в теле, слово же и дыхание выходят и исчезают, растворяясь в воздухе. Так же и Отец, Творец всего, имеет произносимое слово и дыхание, растворяющееся в воздухе. Мы потому не говорим о трех Лицах или трех Составах Божества, что человек, созданный по образу Божию, не имеет трех лиц или трех составов”. Мы должны им ответить так: “Неужели вы так наивно думаете, что созданное “по образу” неизменно и в точности повторяет свой первообраз? Разве искусное изображение смертного царя имеет в себе все, что имеет царь? Нет! но столько, сколько может вместить в себя. Если бы оно имело все, что имеет царь, то было бы не изображением царя, но самим царем. То же и человек! Хотя человек и был сотворен по образу Божию, но принял лишь то, что ему подобало и было удобовместимо”.

Послушай, как человек был создан по образу и по подобию Божию. “По образу” — сказано не о плоти, ибо плоть есть оболочка, созданная, смертная, видимая, — Бог же невидим, несоздан, бессмертен. Поэтому речь идет о невидимом в человеке, то есть о душе, слове и духе: по образу Божию в человеке душа, которая также называется умом, подражающим в действии своем Богу. Ибо она в мгновение облетает все, что на земле и на небе, не существом своим, но умной мыслью; она, однако, уклоняется с пути, ибо она создана. Один Бог объемлет все Своим существом, мудростью и силой — Он не создан и не уклоняется. Умную душу уподобим Отцу; слово, рождаемое душой — Сыну; дух исходит, имея нераздельное пребывание с душой и словом. И как Господь — Отец, Сын и Святой Дух — бессмертен и бесконечен, так и человек, созданный по образу Божию, носит в себе подобие Бога: душу, слово и дух. Если даже расстанется человек с телом, но его троица по образу Божию — душа, слово и дух — воспевает и прославляет Господа, ибо она привыкла, находясь в благочестивом теле, приносить моления и молитвы и совершать другие добрые дела — и не в мечтании, но истинно.

Еще “по образу” Божию человек создан самодержавным и господствующим. Нет никого более Бога — так и на земле нет никого более человека, ибо Бог сотворил его, чтобы владычествовать над всеми. “По подобию” Божию человек создан быть милостивым и щедрым ко всем, в особенности же к врагам, как Бог, Который озаряет солнцем и злых, и добрых. Вот это и есть “по образу Божию и по подобию”. А если бы подразумевалось не это, а полное подобие Богу, то человек был бы уже не образом Божиим, но самим Богом. Но это не так!

Бог Отец, по своему Существу бесплотный, несозданный и нерожденный, непознаваемо рождает Слово и износит Дух — Ипостаси истинные, живые и нераздельные с Отцом; из Них ни Одна не предшествовала Другой и не появилась позднее. Отец — Родитель и Причина Своего Сына и Святого Духа, как источник — причина реки, как солнце — причина лучей и как огонь — причина пламени. Поэтому Слово родилось и Дух изошел от Отца, и в Отце Они пребывают, как от источника течет река — от него, в нем и с ним пребывающая, как от солнца исходят лучи — в нем, с ним и от него пребывающие, как пламя и свет исходят от огня, с ним и от него пребывающие. Я сказал об этом не прямо, но образами и притчами. Сын, пребывая в Отце, изошел, то есть вочеловечился, но остался с Отцом и пребудет вовеки: “Я в Отце, и Отец во Мне”(Ин. 14, 10.). И Святой Дух не рождается, но исходит от Отца, пребывая в Отце.

Они действуют и повелевают, по свидетельству Писания, наделяют дарами и даруют исцеления, гневаются и человеколюбствуют, и это — действия истинного и сущего естества Их, и познаются Они по действиям Своим, свидетельствующим о всемогуществе самодержавного сущего естества, ибо сущее естество действует свободно. Человеческие же душа, слово и дух не являются сущими естествами и не совершают самостоятельного действия. Если кто и скажет: “Пусть будет это и это!” — ничто не возникнет так, как все возникло Божьим Словом и Духом.

Три Лица — Отец, Сын и Святой Дух, но одно Божество, ибо одна сущность, одна сила, один ум, одна воля, одна слава, одно вечнобытие — Единосущные Ипостаси, одного желающие, вместе прославляемые, собезначальные и единосущные. Вот поэтому Бог — один; воистину, если даже вообразить, что есть множество богов, — или пусть таковые и вправду будут, — то всех их следует признать не-сущими, ибо не могут быть сущими сотворенные естества. Итак, Бог един в трех Ипостасях, или Лицах. А так называемые эллинские боги, будучи сотворенными, хотя и имеют одну природу, во всем остальном разделяются не только между собою, но и каждый сам в себе, ибо они так же, как и люди, созданы, подвержены соблазнам и страстям. Но не так должно думать о Святой Троице: у Отца, Сына и Святого Духа одна воля, одна мудрость, одна сила. Не существовал Один прежде всех веков, а Другой после веков, но всегда были вместе Отец, и Сын, и Святой Дух: Сын в Отце, и Дух в Сыне — совокупное Естество, поэтому Естество и Божество едино, но разделяется на Три Ипостаси, пребывая в вечном единстве. Поэтому, призывая Отца, прославляя Сына и исповедуя Cвятой Дух, мы призываем одного Бога, Ему поклоняемся и Его почитаем ныне, всегда и во веки веков. Аминь.