Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: “Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?”(Евр. 1, 13.) Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство.

И довольно об этом.

Рассмотрим далее тайну явления Святой Троицы Аврааму. Святая Троица, неизреченная и непостижимая, явилась Аврааму неизреченно, непостижимо и неописуемо. Авраам, будто разговаривая с Одним и Тем же, обращался то к Троим, то к Одному. К Одному он так обращался: “Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими”(Быт. 18, 3.); к Троим так: “И омоют ноги Ваши”(Быт. 18, 4.). Был таинственный смысл в том, что Авраам, видя Трех, называл Их Одним Господом, — этим в Писании объявляется единство Божества; когда же Авраам обращался к Троим, то этим показывал Триипостасность и Трехличность Божества.

Осознай это великое и чудесное таинство, которое благоизволил Бог сотворить тогда в шатре Авраама! Вначале Бог явил Аврааму тайну Святой Троицы; затем ел у него, желая дать ему благое обетование рождения в старости Исаака, которое прообразует рождение без семени Спасителя. Все это необъяснимо и сверхъестественно: для Бога — быть в человеческом образе, для Бесплотного — есть, для бесплодной — родить в старости, для Девы — без мужа зачать и родить, сохранив девственность; но куда снизойдет Бог, Который превыше всякого естества, там происходят сверхъестественные вещи.

Еще говорит Писание: “И сказал ему Господь: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. Сказал ему Господь: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей”[17]. Авраам помнил, что раньше Бог обещал ему, говоря: “Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я… дам тебе от нее сына”(Быт. 17, 15–16.). Разве мог Авраам не понять, что его вновь посетил Бог, Который раньше обещал дать ему дитя, а сейчас исполнял обещанное?

Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: “И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!”(Быт. 18, 16–17.) Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство?

Далее Господь говорит: “От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли”(Быт. 18, 18.). Вновь Аврааму стало понятно, что ему явился Бог, сказавший раньше: “Благословятся в тебе все народы земли”[18]. И сейчас Этот же Бог вновь говорит Аврааму: “Благословятся в тебе все народы земли”.

Почему Авраам, уже доподлинно узнав, что не люди, но Бог явился ему, одинаково послужил Троим, равно почтил Троих, равно Троим омыл ноги? Разве это не истинное свидетельство того, что Святая, Единосущная и Животворящая Троица открыла Свою тайну Своему угоднику Аврааму: Она Едина и Троична, Едина Божеством и Существом, Троична же в Лицах, или Ипостасях. Ибо Писание говорит, что после этого “обратились мужи оттуда и пошли в Содом… И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом… И пришли те два Ангела в Содом”(Быт. 18, 22, 33; 19, 1.). Знай же, что Бог Отец пошел один, а в Содом Он послал Сына и Святого Духа, ибо Бога Отца никто никогда не посылал, Сын же Сам говорит о Себе: “Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь”(Ин. 12, 49.); и о Святом Духе Сын говорит: “Если Я пойду, то пошлю вам другого Утешителя от Отца”(Ср.: Ин. 15, 26; 16, 7.). Изначально, когда захотел Отец сотворить человека, тогда Он призвал Сына и Святого Духа, говоря: “Сотворим человека”(Быт. 1, 26.). Когда Бог Отец захотел уничтожить богоборное собрание людей, решивших создать Вавилонскую башню, Он не разрушил ее единолично, но сказал Сыну и Святому Духу: “Сойдем же и смешаем там язык их”(Быт. 11, 7.). Так же Он поступил и сейчас: захотев истребить гнусный, нечистый, дерзкий и свирепый народ и избавить праведника от смерти, Бог Отец послал Сына и Святого Духа, чтобы показать единую во всем волю, единую власть и единое желание Святой Троицы.

И довольно об этом.

Теперь следует разрешить недоумение многих, спрашивающих: почему святые и божественные отцы и учители наши иногда пишут, что Авраам принимал у себя Святую Троицу, иногда — что он принимал Бога с двумя ангелами, иногда же — что он трех ангелов пригласил к себе в шатер? Можно подумать, что эти утверждения противоречат друг другу. Нет, они не противоречат друг другу, но согласны друг с другом, и подтверждаются Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов. Максим Великий говорит, что все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов не может быть понято само по себе без мудрого истолкования святых отцов, исполненных благодати Божественного Духа. Многое в Писании нам кажется противоречивым: иногда сказано так, иногда по-другому. Мы так думаем из-за нашего неразумия, или из-за небрежности, или из-за строптивости. Нет, не слова святых мужей противоречат друг другу, но мы, будучи плотскими, не можем думать духовно и потому не можем понимать их; как кто-то из святых сказал, думающие по-плотски понимают Божественное Писание не по воле Святого Духа, но по воле плоти.

Поэтому мы начнем со страхом Божьим и углубимся в Священное Писание, чтобы, как говорит божественныйя Иоанн Златоуст, понять нам каждую книгу так, как надлежит, и принимать учение в подобающее время, а не наспех, чтобы Писание казалось нам не противоречивым, но во всем согласующимся. Истинно сказали святые отцы, что добро, не вовремя приходящее, превращается в зло, но не из-за своей природы, а из-за неразумия принимающих его. По словам Иоанна, автора божественной Лествицы, если принять лекарство в нужное время, то лечение идет на пользу, если же не вовремя, то оно может убить человека. Не будем и мы, прельщаемые гордыми мыслями, допытываться о смысле Писания прежде времени, ибо тогда не поймем и в надлежащее время; ведь иногда Священное Писание прямо свидетельствует, а иногда для верного понимания требуется определенное время и знание описываемых обстоятельств.

Все Священное Писание, преданное Святой Церкви, не имеет в себе недостатков, поэтому не следует его хулить, но следует всеми силами хранить его и пытаться правильно, а не по нашему произволу, понимать его. Если кто-либо порочит или осуждает Священное Писание, полагаясь лишь на свой разум, — нет его безумнее. Язычники, иудеи и еретики по своей надменности не могли сказать: “Мы не знаем”, — но поносили Священное Писание; из-за этого они впали в заблуждения и совратились на всевозможное зло. Каждый, кто хочет понять Писание, пусть не надеется на свой ум, пусть не считает его достаточным; но тот искусен, кто сохраняет слова Писания в неизменности и, благодаря премудрости Святого Духа, раскрывает тайны, засвидетельствованные Священным Писанием.

Поэтому мы должны написать небольшое поучение для нашего наставления не от себя, но привести свидетельства из Священного Писания Ветхого Завета, из книг пророков, из Святого Евангелия и апостольских творений. После мы приведем и выдержки из сочинений святых и божественных отцов и учителей наших о Святой и Животворящей Троице. Из этого небольшого поучения мы увидим, что ложно понимающие Священное Писание везде в Писании находят противоречия, а истинно понявшие Его во всем видят согласие.

Прежде, в Ветхом законе, Бог Сам повелел приносить жертвы, совершать всесожжения, играть на гуслях, арфах, тимпанах и свирелях. Но в Писании также сказано, что Бог не только не любит и не желает всего этого, но ненавидит и отвращается от такого богослужения. В книге Левит написано: “И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: пусть принесут Мне всесожжения и жертвы”(Ср.: Лев. 1, 1 и далее.). Через пророка Иеремию Бог говорит противоположное: “Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди… о всесожжении и жертве”(Иер. 7, 22.). Через пророка Исаию Бог говорит: “Всех, хранящих субботу Мою… Я приведу на святую гору Мою… всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем”(См. Ис. 56, 6, 7.). Далее через этого же пророка Бог говорит иное: “К чему Мне множество жертв ваших?.. Я пресыщен всесожжениями овнов… и крови тельцов и агнцев… не хочу… Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя”(Ис. 1, 11, 14.). Через пророка Давида Господь сказал: “Принесите Господу детей овчих”(См. Пс. 28, 1.), “несите дары и идите во дворы Его”(Пс. 95, 8.). И через того же пророка Бог говорит обратное: “Жертвы и приношения Ты не восхотел”(Пс. 39, 7.), “не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих”(Пс. 49, 9.).