Как понять это? Почему одного и того же Бог хочет и не хочет, любит и ненавидит?

Ответ заключается в том, что Бог, подавший закон, не заповедал ни жертвоприношений, ни всесожжений, но лишь допустил их, снисходя к слабости иудеев. После того как иудеи принесли жертвы тельцу, Бог дал им заповедь о жертвоприношениях и попустил им играть на арфах во время праздников, ибо Бог видел, как иудеи неистовствовали и чуть не удушали себя, желая приносить жертвы, видел, как они хотели поклониться идолам, а многие из них уже поклонились. Поэтому Господь повелел им совершать жертвоприношения, говоря: “Раз вы неистовствуете и хотите жертв — приносите жертвы Мне”.

Бог так повелел, но не навсегда оставил: Он премудрой хитростью отвратил иудеев от жертвоприношений, повелев совершать их только в одном городе. Когда, по прошествии некоторого времени, после многих знамений и чудес, иудеи, хотя и несовершенно, начали постигать истинного Бога, тогда Господь Бог запретил им жертвоприношения животных, игру на арфах и пение и сказал через пророка: “Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать”(Ам. 5, 23.). И еще сказал Господь: “Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди… о всесожжении и жертве”(Иер. 7, 22.). И еще: “Жертвы и приношения Ты не восхотел”(Пс. 39, 7.). И еще: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих”(Пс. 49, 9.).

Теперь понятно, что Бог не требовал жертвоприношений и музыки, повелев иудеям приносить жертвы и играть на арфах, но Он снизошел к их слабости, жестокосердию и непокорности. Поэтому Господь в одно время повелевает, в другое — запрещает, и иногда любит, иногда же — ненавидит.

Много подобных мнимых противоречий можно найти в Священном Писании.

Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом… Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах”(Еккл. 3, 19–20.). Далее он же говорит: “Таково преимущество мудрого перед глупым”(См. Еккл. 6, 8.). Ранее сказав: “Нет у человека преимущества перед скотом”, далее Соломон говорит, что не только перед скотом, но и перед грешным праведный имеет преимущество. Соломон говорит о грешниках: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”(Еккл. 9, 10.). А о праведниках он говорит: “Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их”(Прем. 3, 1.). И еще: “Праведники живут во веки; награда их — в Господе… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”(Прем. 5, 15, 16.). И еще: “Он причислен к сынам Божиим и жребий его — со святыми”(Прем. 5, 5.). И далее Соломон ясно показывает, что не одинаков конец не только у человека со скотом, но и у праведников с грешниками: животные после смерти не живут и не сходят в ад, души грешных людей после смерти живут и из-за своих нечестивых дел попадают в ад, души праведных — в руке Божией; праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа; кроме этого, есть и другие различия между человеком и скотом. Чтобы показать слабость и ничтожество грешника, Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом”. Когда же Соломон хочет показать славу и величие праведного человека, тогда он говорит: “Праведники живут во веки… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”. И еще: “Они причислены к сынам Божиим и жребий их — со святыми”.

Есть у Соломона такие слова: “Веселись, юноша, в юности твоей”(Еккл. 11, 9.), — а немного дальше он говорит: “Детство и юность — суета”(Еккл. 11, 10.). Соломон сказал: “Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить”(Еккл. 5, 17.), — а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: “Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира”(Еккл. 7, 2.). Слова: “Веселись, юноша, в юности твоей”, — сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит: “Детство и юность — суета”, — то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: “Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить”, — сказаны царем Соломоном в печали, ибо “вино веселит сердце человека… и хлеб укрепляет сердце человека”(Пс. 103, 15.). Когда же он говорит: “Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира”, — то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти.

В Священном Писании многократно идет речь об одних и тех же предметах, но сказанное имеет разный смысл, поскольку сказано в разное время, разными людьми и при различных обстоятельствах: одно говорится в недоумении, как вопрос, другое — как ответ, что-то сказано из-за плотского желания (В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки №№ 331 и в 327 здесь добавлено: “что-то — ради истины духовной”.), иное — в печали, иное — в радости. Все это есть в Священном Писании: сказанное разными людьми в разное время об одном и том же предмете имеет различный смысл.

Подобные мнимые противоречия можно найти не только в Ветхом, но и в Новом Завете: об одном и том же говорится то так, то иначе. Так, Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну”(Ин. 5, 22.), и потом Он же говорит: “Я не сужу никого”(Ин. 8, 15.). И еще говорит: “Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно”(Ин. 8, 14.), — и Он же говорит: “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”(Ин. 5, 31.).

Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: “Я не сужу никого”; и еще Господь говорит: “Свидетельство Мое истинно”, а в другом месте: “Свидетельство Мое не есть истинно”. Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

Когда Он говорит: “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну”, то этим Он показывает нам Свою власть и величие, ибо воистину Он есть Судия живых и мертвых, по свидетельству пророка Исаии: “Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел… Бог крепкий, Властелин, Князь мира”(Ис. 9, 6.). Если Он Бог крепкий, Властелин, Князь мира, то Он — Судия живых и мертвых. Приведенные выше слова сказаны Господом нашим Иисусом Христом о Своем втором пришествии, когда Он будет судить живых и мертвых. Когда же читаешь Его слова: “Я не сужу никого”, — то знай, что здесь Он говорит о Своем первом пришествии, о котором Он сказал: “Я пришел не судить мир, но спасти мир”(Ин. 12, 47.).

Господь говорит: “Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно”, ибо “свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня”(Ин. 8, 18.): и Сам, и через пророков. Сам Бог Отец свидетельствует о Сыне на Иордане и на Фаворской горе, говоря: “Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте”(Мф. 3, 17; 17, 5.); свидетельствуют о Сыне Божьем также и неизреченные знамения и чудеса, явленные при Рождестве и при Распятии Господа Иисуса Христа; поэтому истинно свидетельство Сына Божьего о Себе.

Однако Господь Иисус Христос сказал: “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”. Если это так, то почему Он многократно говорил: “Я свет и жизнь”(Ср.: Ин. 8, 12; 14, 6.)? Почему Он сказал самарянке и слепому: “Я Христос”(Ср.: Ин. 4, 26; 9, 37.)? Почему Он много раз называл Себя Богом, равным Отцу, говоря: “Я и Отец — одно”(Ин. 10, 30.), — и еще: “Все, что имеет Отец, есть Мое”(Ин. 16, 15.)? Как соединить все сказанное со словами: “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”? Если Его свидетельство не истинно, то какая может быть у нас надежда на спасение?

Господь Иисус Христос сказал это из-за иудеев, хотевших так обличить Его: “Ты свидетельствуешь Сам о Себе, но никто, свидетельствующий сам о себе, не достоин веры”(См. Ин. 8, 13.). Возражая им, Господь говорит: “Если, по вашему мнению, Я не достоин веры, поскольку Я Сам о Себе свидетельствую, то есть другой человек, свидетельствующий обо Мне, — Предтеча”(См. Ин. 5, 32–33.). Ведь жиды посылали спросить Предтечу о Христе, и Иоанн отвечал им: “Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий”(Ин. 1, 34.). И еще сказал Иоанн: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни”(Ин. 3, 36.). Много других свидетельств о Христе дал Предтеча пришедшим к нему иудеям. Поэтому сказал им Христос: “Вот, вы послали спросить Иоанна обо Мне, ибо вы верите ему и слушаете его более, нежели Меня. Поэтому говорю вам по вашим мыслям: если Мое свидетельство не истинно, тогда устыдитесь свидетельства Предтечи, к которому вы сами послали, считая его достойным веры, ибо вы все свидетельствуете о нем, что он — истинен. Я имею трех свидетелей: Моего Отца, Мои дела и Иоанна — все они свидетельствуют обо Мне”.