Многого подобного этому есть в Святом Евангелии, что кажется противоречивым, но в действительности согласуется друг с другом.

И в писаниях апостолов можно найти такие же мнимые противоречия.

Первоверховный апостол Петр говорит: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”(Деян. 10, 34–35.). Также великий апостол Павел говорит похожее: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!”(Рим. 2, 10.) Многие удивляются противоречию между словами и жизнью апостолов: почему апостолы, которые сами отступили от иудейской веры и разоблачили эллинскую, устроили христианскую Церковь и показали пример истинно христианской жизни, претерпели многие страдания и лишения без счета, а в конце и кровь свою пролили и души свои положили за то, чтобы привести иудеев и эллинов к Христу, чтобы упразднить иудейскую веру и язычество, — почему они говорят: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”, — и: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!”?

Если это истинно, то почему божественный Петр говорит: “Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись”(Деян. 4, 11–12.), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа? “О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его”(Деян. 10, 43.). А в другом месте апостол Петр говорит будто бы противоположное этому: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”. Как примирить и согласовать эти слова? Сначала апостол сказал: “Нет ни в ком ином спасения”, — и: “Нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись”, — а после: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”. Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему”, то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, — но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам”(Ср.: Мф. 28, 19–20.)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет”(Мк. 16, 16.). Запомни слова Господа: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. Господь учит апостолов не только крестить, но и соблюдать все, что Он повелел им. И еще Господь говорит: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”(Ин. 3, 5.). Почему, в таком случае, “во всяком народе боящийся Бога приятен Ему”? Ни у каких народов нет рождения от воды и Духа, но у иудеев — обрезание, у язычников — обеты идолам; почему же “во всяком народе боящийся Бога приятен Ему”?

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу. Как мы сказали, апостол Петр говорил о праведниках, живших прежде Воплощения, Распятия и Воскресения Христа. Поскольку иудеи запрещали апостолам крестить необрезанных, Петр, просвещенный видением полотна, сходящего с неба (Деян. 10, 9 — 17.), сказал, что “боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”, — но до Воплощения Христа человек был приятен Ему благодаря страху Божьему и праведной жизни, теперь же всякий боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу лишь после крещения.

Пусть нас спросят: будет ли принят к крещению человек, не имеющий страха Божьего и не поступающий по правде? Ответим: невозможно принять крещение человеку, не имеющему страха Божьего и не поступающему по правде. Но если кто-либо, не имея страха Божьего и не поступая по правде, только дает обет принять крещение, то он уже и страх Божий имеет и поступает по правде, ибо он отрекается от сатаны и всех дел его, соединяется с Христом и всеми святыми Его и начинает бояться Бога и поступать по правде. Поэтому первоверховный апостол Петр говорит, что всякий человек, боящийся Бога и поступающий по правде, приятен Ему. Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божьего и их праведной жизни.

Подобное этому говорит и великий апостол Павел: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!”(Рим. 2, 10.) Апостол сказал это также о праведниках, живших до воплощения Христа и совершавших тогда добрые дела. Теперь, после воплощения Христа, следует сказать по-другому: слава, честь и мир иудею, и эллину и всякому человеку, делающему добро и верующему во Христа, принявшему печать Его крещения. Это подтверждается словами того же блаженного Павла: “Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника… ибо все вы одно во Христе Иисусе”(Гал. 3, 27–28.). И еще он говорит: “Ибо, хотя и есть… много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им”(1 Кор. 8, 5–6.). На тех, кто верует в это — мир и милость. О тех, кто исповедует противное этому, апостол говорит: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема”(Гал. 1, 8.). Иудеи и язычники и на словах и в делах противятся этому учению: они бесчестят Крест Христов и в Воскресение Его не верят, почему же “слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину”? Об эллинах апостол Павел сказал: “Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители… Царства Божия не наследуют”(1 Кор. 6, 9 — 10.). И об иудеях он говорит: “Делами закона не оправдается… никакая плоть”(Рим. 3, 20.), — но только “через веру в Иисуса Христа”(Рим. 3, 22.). “Христос искупил нас от клятвы закона”(Гал. 3, 13.); “Если законом оправдание, то Христос напрасно умер”(Гал. 2, 21.). И еще: “Стойте в свободе… и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа”(Гал. 5, 1–2.). Сначала апостол возгласил: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину”. Почему он, в таком случае, предал сатане Александра и Именея (1 Тим. 1, 20.), отступивших от веры в Христа, почему ослепил Елиму, хотевшего отвратить проконсула от веры (Деян. 13, 8 — 12.)? Очевидно, что апостол Павел сказал эти слова о праведниках, живших до Воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах”(Рим. 2, 14–15.).

Мы немного написали на эту тему, но и этого немногого нам достаточно, чтобы увидеть: те, кто неверно понимает и неправильно читает Священное Писание, считают, что они нашли в Нем много противоречий, — те же, кто правильно и со вниманием исследует Писание, понимают, что все книги Ветхого и Нового Заветов согласуются и не противоречат друг другу.

Теперь докажем, что сказанное святыми божественными нашими отцами о Святой и Животворящей Троице не противоречит друг другу.

Некоторые из святых отцов иногда говорят, что Авраам принял Святую Троицу,(В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки № 327 и № 331 здесь добавлено: “иногда же — что принял трех ангелов”.) иногда же — что принял Бога с двумя ангелами.

Например, мудрый Иоанн Златоуст писал о том, что Авраам, имея ко всем людям сильную любовь, сподобился принять в своем шатре Святую Троицу, омыл Ее ноги, заколол теленка и приготовил обед. В другом месте он же пишет, что Авраам, любя странников, принял у себя в шатре Бога с ангелами. И еще он же пишет: патриарх Авраам, сидя перед входом в шатер, приглашал к себе прохожих и, как рыбак, который закинул в море сеть, чтобы вытащить рыбу, и вместо рыбы вынул золото и жемчуг, — так и Авраам, приглашая к себе людей, залучил ангелов. Смотри, что пишет этот великий равноапостольный муж: иногда он пишет, что Авраам принял Святую Троицу, иногда — что принял Бога с двумя ангелами, иногда же — что Авраам принял у себя ангелов.

Подобно этому пишет и святой Иоанн Дамаскин: как Святая и Единосущная Троица, не видимая телесными глазами, благоизволила есть в шатре Авраама? И еще он же пишет: Авраам, любя нищих, сподобился принять у себя Бога с двумя ангелами.

Святой Андрей Критский утверждает: у дубравы Мамре патриарх угощал ангелов.

Святой Иосиф Песнописец пишет: блаженный Авраам, ты видел Святую Троицу, насколько это возможно для людей, и потчевал Ее, как близкий друг.