Многократно в Священном Писании упоминается это событие, иногда о нем говорится так, что Авраам принял у себя Бога с двумя ангелами, иногда — что принял он Святую Троицу, иногда же — что принял трех ангелов.

Не понимающие скрытого смысла Священного Писания говорят, будто Писание само в себе не согласуется и будто оно противоречиво. Этого не может быть и никогда не будет: Писание во всем имеет единую мысль и единый смысл. Когда говорится, что Авраам принял Святую Троицу, то это истинно и вполне справедливо, о чем мы много говорили в начале этого слова. Когда говорят, что Авраам принял у себя Бога с двумя ангелами, или что Авраам принял ангелов — и это также сказано вполне истинно и справедливо, но это сказано в премудрости и заключает в себе тайну, по словам Писания: “Тайна Моя — Мне и Моим”: ведь святые — свои для Бога (Ср.: Кол. 1, 26.). Поэтому святые божественные отцы не от себя писали, но заимствуя из Священного Писания, ибо Писание называет Бога иногда Ангелом, иногда — Человеком.

Пророк Исаия говорит: “Младенец родился нам, Сын, и дан нам”(Ис. 9, 6.); “Он будет питаться маслом и медом”(См. Ис. 7, 15.); “И нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел”(Ис. 9, 6.). Таким образом, пророк называет Сына Божьего Ангелом. Когда пророк говорит: “И нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог”(Ис. 7, 14; Мф. 1, 23.), то этим он показывает, что Иисус Христос — воистину Бог. Итак, пророк называет Сына Божьего и Человеком, и Ангелом, и Богом.

Святые отцы доподлинно знали, что у Отца, Сына и Святого Духа одно Существо и одно Естество, поэтому они называли Бога и Ангелом, и Человеком и поэтому они иногда пишут, что Авраам принял Бога с двумя ангелами, иногда — что патриарх угощал ангелов, иногда же пишут, что Авраам принимал у себя Святую Троицу.

И не только пророки называют Всевышнего то Богом, то Ангелом, а иногда — Человеком, но и Сам Бог многократно называл Себя в Писании и Ангелом, и Человеком, как свидетельствует книга Бытия: “Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:…не поднимай руки твоей на отрока… ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога”(Быт. 22, 11–12.). Вот видишь, Господь назвал Себя Ангелом! Когда же Он сказал: “Не пожалел сына твоего… для Меня”(Быт. 22, 12.), — то явил Себя Богом. И еще говорит Писание: “Явился Иакову Ангел Божий и сказал: Иаков! Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог твой”(Ср.: Быт. 31, 11–13.). Вдумайся в написанное: “Я Бог твой”. Ангелы — создания Бога, но не Бог, поэтому ангел не может сам себя назвать Богом. Ибо ангелы знают, что тот, кто раньше назывался Денницей благодаря своей светлости, только возжелал уподобиться Вышнему — и стал вечной тьмой из-за своей гордости. И Адам тогда был осужден на смерть, когда поддался наущению змея, сказавшего: “Вы будете, как боги”(Быт. 3, 5.). Разве может ангел назваться Богом? Немного далее в книге Бытия сказано: “И остался Иаков один. И боролся Муж с ним до появления зари… И нарек Иаков имя месту тому: Образ Бога; ибо, говорил он, я видел Ангела лицом к лицу и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда отошел Образ Бога”(См. Быт. 32, 24, 30–31. В большинстве славянских редакций Библии и в Синодальном русском переводе — “Я видел Бога лицом к лицу”; Ангелом называет боровшегося с Иаковом прор. Осия (Ос. 12, 4). В Синодальном переводе: “Боролся Некто с ним”.). Вначале сказано: “И боролся Муж с ним”, — речь идет о том, что Бог явился Иакову в человеческом образе. Когда Иаков говорит: “Я видел Ангела лицом к лицу”, — то он свидетельствует о явлении Бога в образе Ангела. Когда же говорится: “И взошло солнце, когда отошел Образ Бога”, то этим свидетельствуется, что никто иной, но Сам Бог явился Иакову. И в Писании многократно говорится о том, что Иаков боролся с Богом. Итак, Бог являлся и в образе Человека, и в образе Ангела!

В книге Судей сказано: “Явился Ангел Господень жене Маноя и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына… Жена пришла и сказала мужу своему… Маной помолился Господу, чтобы вновь тот человек пришел к нему. И пришел к нему… Маной хотел, чтобы тот поел хлеба, пошел заколоть для него козленка, — ибо считал того простым человеком, — Ангел же сказал ему: Я не буду есть хлеба твоего. Я есмь хлеб жизни”[19]. Что может быть правдивее этого свидетельства? В Евангелии Сын Божий говорит о Себе: “Я есмь хлеб жизни”(Ин. 6, 35.). Здесь мнимый ангел, а в действительности — Сын Божий, также говорит: “Я есмь хлеб жизни”. Далее в Писании говорится: сказал Маной жене своей: “О, жена, верно мы умрем, ибо видели мы Бога”(Суд. 13, 22.). И в этом случае Бог явился сначала в образе Человека, затем — в образе Ангела.

И много других подобных мест можно найти в Божественном Писании, свидетельствующих, что Бог может становиться Ангелом и называться Человеком.

Поэтому святые отцы наши и учители поступают хорошо и справедливо, когда пишут по-разному: иногда — о том, что Авраам сподобился принять Святую Троицу в свой шатер, иногда же — что Авраам принял Бога с двумя ангелами, а иногда — что патриарх угощал ангелов; и все это истинно. Если бы в действительности было иначе, разве осмелились бы святые отцы, знавшие Божественные тайны, противоречить Священному Писанию? Ведь в Писании сказано: явился Аврааму Бог, а они иногда пишут, что явились Аврааму ангелы, иногда — что явился Аврааму Бог с двумя ангелами, иногда же — что явилась Аврааму Святая Троица. Из этого ясно, что Бог и в образе Ангела показывается, и в образе Человека является. Ангел же не может назвать себя Богом.

Не удивляйся тому, что Сам Бог принимает то вид Человека, то образ Ангела и является благим и праведным людям. Не только благим и праведным, но и грешным и нечестивым Он многократно являлся, как свидетельствует книга Бытия: “Пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял… теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив”(Быт. 20, 3, 7.). И еще сказано в Писании: “И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого”(Быт. 31, 24.). И в книге Исход сказано: “И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему:…встань, иди с этими людьми; но только делай то, что Я буду говорить тебе”(См. Чис. 22, 20.). И много подобных случаев приводится в Божественном Писании. Если Бог являлся грешным и нечестивым, то разве удивительно, что Он являлся также святым и праведным людям! Ведь Он — Владыка и Промыслитель всего, Вездесущий и все наполняющий!

Не думай, что все это сказано по необходимости, а не воистину, ведь Бог не только праведникам и грешникам многократно являлся, но и в терновый куст, и в облако, и в вихрь, и в дым входил. Об этом свидетельствует Моисей в своей молитве: уже не являйся нам, о Щедрый, в громе каменьев и в звуках трубы, но вселись в нашу утробу и омой наши грехи (Ср.: Исх. 20, 18; 34, 9.).

Но тот, кто, мудрствуя, ищет противоречий, скажет: если это правильно, то вообще не бывает явления ангелов, но Сам Бог всегда принимает образ Ангела или Человека и так является.

Послушай же со вниманием. Когда Бог является кому-либо или в человеческом, или в ангельском образе, то Писание прямо говорит о том, что Бог явился в виде Ангела или в виде Человека, — но при этом Писание не называет Его Ангелом. Когда же ангел является, а не Бог, в этом случае Писание не называет его Богом, но ангелом, как свидетельствует книга Бытия: “Увидел Иаков во сне: вот, лестница… и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней”(Ср.: Быт. 28, 12–13.). Здесь ангелы не называются Господом. Когда Валаам видел Бога в своем доме, Писание не назвало Бога Ангелом; когда же Валаам увидел ангела на своем пути, то не назвал ангела Богом, но ангелом (Чис. 22.). Иисус Навин, увидев ангела Божьего, не назвал его Богом (Нав. 5.); пророка Аввакума ангел, а не Бог перенес в Вавилон (Дан. 14.); ангел истребил 185 тысяч ассириян (4 Цар. 19, 35; Ис. 37, 36.), о теле Моисея говорил архангел Михаил [20] — и не назывались они Богом; Даниил видел архангела Гавриила и также не назвал Его Богом (Дан. 8, 15–18; 9, 21–22; 10, 4 — 19.). И таких мест много в Писании.

Святые Божии люди, угодившие Богу в Ветхом и в Новом Завете, просвещенные Святым Духом, сподобились многих неописуемых видений. Но они не видели самой Божественной сущности и предметов незримых: Бог изъявлял Свою волю в определенных образах, уподоблениях и притчах, зависящих от обстоятельств. Ибо Бог не является людям Таким, Каков Он есть, но Таким, Каким Его может увидеть человек. Поэтому Он иногда являлся старым, иногда — молодым, иногда — в огне, иногда — в холоде, иногда — в вихре, иногда — вооруженным, не меняя при этом Своего существа, но приспосабливая Свой облик к способностям видящих Его и к цели Своего откровения. Ангел же, хотя и является в различных образах, в зависимости от Божественного повеления и от обстоятельств, но назваться Богом не может. Ты же, читатель, когда слышишь, что явления Бога многообразны, не думай, что Существо Бога многообразно: Бог бесплотен и неописуем, Он является в различных образах по необходимости. Человек же не может увидеть не только Существо Бога, но и истинный вид ангела.

И довольно об этом.