Многие из еретиков, в особенности наши современники, новгородские еретики, уклонившиеся в тяжкое заблуждение, в безумии и злобе внесли немало раздора в Божественную и Апостольскую Церковь, распространяя жидовское учение.

Беззаконствуя в своих бесстыдных словах и поступках, еретики, как бешеные собаки, рвущие все своими зубами, оскверняли священные предметы, выбрасывая Честные Кресты и Божественные иконы в нечистые места. При этом еретики говорили, будто не следует поклоняться рукотворным вещам по заветам, данным Богом Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия”[21]. И еще: “Не делайте… богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе”(Исх. 20, 23.); и: “Не делайте себе кумиров и изваяний… чтобы кланяться пред ними”(Лев. 26, 1.).

Еретики спрашивают: “Почему вы, православные христиане, делаете себе многочисленные изображения, хотя Бог запретил это?”

Мы же, призвав Бога себе на помощь, ответим на это: рассмотрите со вниманием, безумные и нечестивые, что сказал Бог Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия”. Бог сказал: “всякого подобия”! Если бы Он сказал: “Не сотвори себе никакого подобия”, то вы были бы правы. Но Бог сказал: “Не сотвори себе всякого подобия”, наподобие тех, какие делают язычники: они создают изображения волхвов, прелюбодеев, убийц, зверей, птиц, пресмыкающихся, потом называют их богами и поклоняются им со словами: “Вот наши боги и нет других богов, кроме этих”. Потому-то Бог и сказал Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия, и не поклоняйся им и не служи им”(См. Исх. 20, 4–5.), — за исключением достойного образа! Если ты сделаешь достойное изображение в честь и славу Божию, то ты не согрешишь.

Об этом свидетельствует Сам Бог, сначала сказавший: “Не сотвори себе всякого подобия”, — впоследствии же повелевший Моисею сделать многочисленные изображения.

На стенах и на занавесях Бог повелел вышить изображения херувимов золотыми, голубыми и пурпурными нитями. Когда Моисей начал строить скинию, Бог сказал ему: “Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе”[22]. Снаружи скиния была украшена изображениями земных предметов. Видишь, Моисей сам сделал много рукотворных и изваянных изображений! Ибо скиния была построена из золота, серебра, пурпурной и багряной шерсти и других материалов, скрижали же были высечены на камне. Если бы кто-либо спросил тогда Моисея: “Почему ты воздвиг все это, ведь Бог запретил создавать образы и подобия небесного и земного?” — то Моисей непременно ответил бы, что Бог запретил образы и подобия затем, чтобы люди не назвали их богами и не начали бы, как беззаконные язычники, создавать себе кумиров. Напротив, творящий образы и подобия, заповеданные Самим Богом в славу Свою, через них возносится умом к Богу, поэтому поклоняться им и почитать их — хорошо и богоугодно; только не боготворить их, как это делали язычники, — а следовать за Моисеем, который создал из многих материалов скинию, высек на камне скрижали и поклонялся им, и почитал их, но не называл богами, а создал их в честь и славу истинного Бога и почитал в них Бога, заповедавшего все это.

Еретик, исповедующий жидовство, говорит: “Если святы и достойны почитания вещи, которые Господь повелел Моисею сделать: скиния, херувимы из золота, ковчег, скрижали, сосуд с манной и другие, — то следует их почитать, но поклоняться нельзя ничему и никому, кроме одного Бога, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”(Мф. 4, 10; См. Втор. 6, 13; 10, 20.). Ни Моисей, ни кто-либо из пророков не заповедал поклоняться созданиям человеческих рук”.

Ответим еретику так: если пророки не повелели поклоняться рукотворным предметам, то почему они сами им поклонялись? Не простые люди, не какие-нибудь изгои поклонялись рукотворным предметам, но великий пророк и законодатель Моисей, Богоотец Давид, царь и пророк, после — Иона, Даниил, Ездра — все они поклонялись рукотворным вещам.

Писание свидетельствует о том, что Моисей и его народ поклонялись скинии. В книге Исход сказано: когда входил Моисей в скинию, тогда спускался столп облачный, и Бог входил в скинию в столпе облачном. Люди видели столп облачный и поклонялся каждый у входа в свой дом (Исх. 33, 8 — 10.). Почему они поклонялись столпу облачному и скинии, если Бог сказал: “Не делай себе… никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу”(Исх. 20, 4. Перевод Синодальный.)? Почему они поклонялись, видя столп, Бога же не видя? А потому они поклонялись столпу облачному и скинии, что Бог — невидим по Своему естеству; снисходя к нашей слабости, Он облекался в столп огненный (В рукописях архиеп. Григория и Соловецкой библиотеки № 327 и № 331: “облачный”.) и в свете столпа приходил в скинию, имея вместо ризы свет облачного столпа, по словам пророка: “Ты одеваешься светом, как ризою”(Пс. 103, 2.); и вместо небесного жилища Бог был в скинии. Разве Бог не мог обращаться к людям и вне скинии? Мог, но Бог хотел с самого начала показать честь и славу Божьего храма, чтобы мы познали: где Церковь Господа Бога Вседержителя — там и присутствие Божие. Найдутся ли такие, кто не поклоняется месту Божьего присутствия? И, видя не Бога, но столп облачный, спускавшийся в скинию, люди поклонялись столпу. Ибо Господь хотел этим показать, что свет облачный, в котором Он явился, досточтим и свят, и скиния, в которую Он входил, — досточтима и свята; те, кто поклоняется Богу, должны почитать и столп облачный, и скинию. Так думали люди, видевшие столп облачный, и войдя в скинию, все поклонялись, а не говорили: “Мы не видели Господа, но только столп облачный, разве мы можем поклоняться столпу облачному или скинии?” Они не говорили также: “Мы поклоняемся Тебе, Владыка, а столпу облачному и скинии не поклоняемся”. Нет, поклоняясь Богу, они почитали и свет облачный, и досточтимый храм. Итак, Писание свидетельствует о том, что люди, видевшие столп облачный, входящий в скинию, поклонились ему. Истинно и правдиво свидетельствует Писание в книге Исход также и о том, что Моисей и бывшие с ним люди поклонялись и скинии.

И не только эта книга, но и другие Божественные пророки свидетельствуют, что поклонялись скинии. Прежде всего приведем в свидетельство первого и великого в пророках царя Давида, ибо сам Давид свидетельствует о себе, что он поклонялся скинии. Он говорит: “Ты услышал все слова уст моих”, — и вслед за этим: “Поклонюсь святому храму Твоему”(См. Пс. 137, 1, 2.). Видишь, какое благоговение имел Давид к храму! Он не говорит: “Ты услышал все слова уст моих, и поклонюсь Тебе”; но сказал: “Поклонюсь святому храму Твоему”. Почему услышал Бог слова уст его, ведь Давид поклонялся храму? Если не Богу, а кому-то иному, — то иной и услышал бы слова уст его. Но нет! Пророк хотел показать, что одно и то же — поклоняться Богу и поклоняться храму Божьему.

И еще говорит пророк: “Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем”(Пс. 5, 8.). Не просто говорит: “поклонюсь”, но “в страхе Твоем”. Видишь, как поклоняется Давид храму — боится не храма, но Бога. Разве он поклоняется другому и его боится? Отнюдь нет; он Самому Богу поклоняется и имеет страх Божий. Этим пророк показывает, что надлежит поклоняться храму, ибо поклоняющийся храму поклоняется Господу Богу, Который повелел создать храм во славу Свою. И если бы не нужно было поклоняться храму, не сказал бы пророк: “Поклонюсь святому храму Твоему”. Разве лжет Давид, говоря это? Нет, он поклоняется храму со словами: “Поклонюсь святому храму Твоему”. Если Давид лжет, то кто говорит правду? Ведь выше Давид сказал: “Ты погубишь говорящих ложь”(Пс. 5, 7.)! Если же Давид правдиво говорит: “Поклонюсь святому храму Твоему”, — и не единожды, но многократно говорит, — кто осмелится сказать, что не нужно поклоняться храму?

Еще подобно этому в другом псалме говорит Давид: “Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!”(Пс. 98, 5.) Почему он не сказал здесь: поклоняйтесь Ему? Раньше многократно говорил Давид, говорили и другие пророки, что надлежит поклоняться Господу. Сейчас же, желая показать, что надлежит поклоняться и Божественному храму, он говорит: “Поклоняйтесь подножию Его: свято оно!” Кто-нибудь может сказать: мы не знаем, что такое подножие Его. Но это разъяснил другой пророк, говоря от лица Бога: “Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих”(Ис. 66, 1.). Давид повелевает поклоняться подножию Бога, другой пророк говорит, что земля — подножие ног Его. Разве повелевает Давид поклониться земле? Нет. Когда ты слышишь: “Земля — подножие ног Моих”, — не думай, что говорится только о земле, по которой мы ходим; пророк говорит, что вся земля, каждое живое существо, каждое создание — подножие ногам Божиим. Честнее всякого живого существа и всякого создания на земле — Церковь Господа Бога Вседержителя, и находящиеся в ней святые предметы. Так повелел Сам Господь Бог. Пророки же и апостолы чтили храм более всего и заповедали поклоняться ему и почитать его; и люди все через храм спасались и спасаются. Хорошо сказал пророк, что земля и все, что на ней, есть подножие ногам Божиим. Давид праведно заповедал поклоняться подножию ног Божиих, то есть храму.

Сам Давид свидетельствует, что и храм Божий, и подножие ног Божиих — одно, ведь он прежде сказал: “Поклонюсь святому храму Твоему”, — сейчас же повелевает поклоняться подножию ног Его. Если бы не был храм подножием ног Божиих, не повелел бы Давид поклоняться как храму Божьему, так и подножию ног Божиих. Как в Ветхом завете храм и Божественные предметы в нем были подножием ног Божиих, так и в Новом завете храм, животворящий Крест честной, Божественные иконы и другие освященные предметы суть подножие ног Божиих.