Также и Иеремия свидетельствует, что храм Божий и подножие ног Божиих — одно и то же. Иеремия, оплакивая Иерусалим, говорит: “Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего”(Плач. 2, 1.). Дщерью Сиона Писание называет народ Сиона, который помрачил Господь, предав его в плен халдеям, и красу Иерусалима сверг с небес. Как дьявола низринул с небес, так и красу Иерусалима, то есть красу Иудеи, отверг от Себя Господь из-за их грехов: были преданы они разным народам на поругание. “Не вспомнил о подножии ног Своих” означает, что не вспомнил Господь о святом Своем храме, но и его предал на бесчестие и осквернение. Видишь, подножие ног Его и храм — одно и то же!

Потому и Моисей, и Давид, и бывшие с ними люди поклонялись храму, который есть подножие ног Божиих. И если бы Моисей не поклонялся храму — не поклонялся бы ему и Давид, ибо ничего от себя не делали пророки, но поступали так, как повелел законодатель Моисей. Если Давид поклонялся храму, как сам он свидетельствует, то достоверно известно, что и Моисей поклонялся храму. И если Моисей и Давид поклонялись храму, ясно, что и все люди вместе с ними поклонялись. Ведь Моисей — великий законодатель, Давид же — царь и пророк, от Бога посланный править Израилем, Его владением. И если законодатель Моисей и царь и пророк Давид поклонялись храму — как мог весь народ не поклоняться храму, видя законодателя и пророка-царя, посланных Господом Богом, поклоняющихся храму?

Храмом тогда была скиния, которую Писание иногда называет храмом; сказал Бог Моисею: “собери Мне народ в храм”; иногда же Писание называет ее скинией: “построй скинию”; иногда же — скинией собрания, говоря: “поставишь светильник семисвещный в скинии собрания”. Моисей и Давид поклонялись и скинии, рукотворному храму, поклонялись и рукотворным предметам, сделанным в честь и славу Божию; ибо этими Божественными предметами и храм был освящен, из-за них и поклонялись храму, как свидетельствует книга Исход: когда закончил Моисей все дело постройки скинии собрания, он вложил в ковчег завет, то есть скрижали, сосуд с манной и жезл Аарона — все свидетельства о Боге, — и внес ковчег в скинию собрания, закрыл ковчег Божий завесой, и тогда облако покрыло храм и славы Господней наполнилась скиния (Исх. 40, 18–34; ср.: Евр. 9, 2–4.). “И воззвал Господь к Моисею… из скинии собрания”(Лев. 1, 1.). Когда была построена скиния, не было никакого знамения, когда же был внесен ковчег Божий и то, что в нем содержалось, тогда славы Господней наполнилась скиния, и Господь говорил из скинии. Когда же, при Илии, ковчег был пленен, тогда люди восплакали, говоря: “Отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий”(1 Цар. 4, 22. 2.). А когда ковчег возвратился из плена, поставил его Давид в доме Аведдара и сказал: “Возвращу благословение в дом мой”, — и взял его из дома Аведдара и перенес в город свой, и благословил Господь город его (Цар. 6, 10–12.). Когда же Соломон построил храм, он внес туда все Божественные и досточтимые вещи в храм, то есть ковчег, скрижали, сосуд и другие, и тогда наполнился храм славы Господней и не могли священники стоять на служении (3 Цар. 8, 4, 6, 10–11.). Подумай только: этими Божественными вещами и храм освятился, и ради них люди поклонялись храму!

Из всех мест собирались люди, чтобы видеть храм и поклониться ему. Не только в самом Иерусалиме, но из других стран и городов поклонялись храму. Писание через Даниила пророка свидетельствует: Даниил в Вавилоне “трижды в день преклонял колени в сторону Иерусалима и молился своему Богу и славословил Его”(Ср.: Дан. 6, 10.). Разве камням или городским стенам поклонялся пророк? Ясно, что поклонялся он Божественному храму, ибо честен Иерусалим своим храмом, и ради него поклонялся Даниил Иерусалиму. Знал пророк, что Господь Вездесущ — и на востоке Он, и на западе, и на севере, и на юге, — но поклонялся только на юг, в направлении Иерусалима.

Если кто-либо скажет, что Писание говорит: “Бог грядет с юга”(См. Авв. 3, 3.), — поэтому и поклонялся пророк Иерусалиму, ибо Иерусалим на юге, — то Писание говорит еще и так: “Пойте Богу, воспевайте Господа, восшедшего на небеса небес на востоке”(Пс. 67, 34.). Вот — и на востоке Бог! И еще: “Уготовьте пути Шествующему на запад, Господь имя Ему”(Пс. 67, 5.). Вот — и на западе Бог! И еще сказано: “На северной стороне ее город великого Царя. Бог в жилищах его ведом”(Пс. 47, 3–4.). Вот — и на севере Бог! Пророк знал, что Бог — везде, но не поклонялся ни на восток, ни на запад, ни на север, но только Иерусалиму, на юг. Разве этим он показывает, что Божество — в Иерусалиме, заключая Его в одном месте? Нет, пророк поклонялся Иерусалиму, желая показать честь и славу Божественного храма. Ибо нигде тогда не было храма, кроме Иерусалима; поэтому пророк поклонялся только Иерусалиму, то есть храму.

Хотя храм и город и были тогда разрушены, но сохранялись остатки этих досточтимых храма и города. Писание в книге пророка Иеремии свидетельствует: когда иудеи, жившие в Вавилоне, услышали от пророка Иеремии, что придет погибель Вавилону от Кира Персидского, “они плакали, и постились, и молились пред Господом, и собрали серебра, сколько было по силам каждого, и послали в Иерусалим к Иоакиму священнику, сыну Хелкии, и ко всем, находившимся в Иерусалиме… и говорили они: вот, мы посылаем вам серебро, и купите на это серебро всесожжения и жертву за грех, и ладан, и приготовьте жертву и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего, и молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни сына его Валтасара, да поживем мы под покровом их и будем служить им много дней, как повелел нам Господь за грехи наши, и найдем милость у них”[23]. Ясно отсюда, что если бы не было остатков этого святого храма, не послали бы иудеи серебро из Вавилона в Иерусалим, чтобы сотворить всесожжение и жертву за грех, — ведь тогда нигде нельзя было совершать всесожжения и других жертв приносить, кроме Иерусалимского храма, как свидетельствуют три отрока: “Нет у нас в настоящее время… ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе”(Дан. 3, 38.). Пророк знал, что есть еще в Иерусалиме остатки почитаемого храма и города, и знал также, что Бог еще воздвигнет храм и город, по словам Исаии: “Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку… Он построит город Мой и отпустит пленных Моих”(Ис. 45, 1, 13.). О создании храма Захария сказал: “Руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его”(Зах. 4, 9.); и Аггей также сказал: “Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф”(Агг. 2, 9.). Поэтому Даниил поклонялся Иерусалиму, то есть храму.

И если бы не так это было, то не поклонялся бы пророк только на юг, Иерусалиму, но скорее поклонялся бы на восток, ибо Бог есть свет разума и Солнце правды. И в Писании сказано: “И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека”(Быт. 2, 8.), — и много раз Бог разговаривал с человеком в раю с востока, и мы, поклоняясь Богу, обращаемся на восток, ибо там — родина человека. Бог взял Еноха на небо и Ною повелел построить ковчег, обращаясь к ним с востока. Хотя и везде пребывает Бог, но в особенности показал Свою мощь и чудеса на востоке. Даниил, знавший это все, однако поклонялся только на юг, Иерусалиму, где был храм. Ибо пророк доподлинно знал, что там, где храм Господа Бога Вседержителя, — там и Дом Бога, как сказал Господь Бог Соломону: “Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни”(3 Цар. 9, 3.). И если Сам Господь Бог говорит, что имя Его, очи и сердце будут там во все дни, то ясно, что Сам Господь Бог — в храме. И Давид говорит: “Услышал от святого храма Своего голос мой”(См. Пс. 17, 7.). Если известно, что Господь Бог присутствует в храме, кто не поклонится храму? Поэтому поклоняющийся храму Божьему поклоняется Самому Господу Богу.

После возвращения из Вавилона, когда обновили иудеи храм, в нем уже не было ковчега и вещей, бывших в ковчеге, — все это Иеремия вынес из храма и спрятал в неизвестном месте, как говорит Ездра [24]. Но иудеи еще имели память о Божественном милосердии к ним — славнейшие древние вещи, сделанные Моисеем: престол (трапезу предложения), алтарь кадильный, семисвещный светильник и другие вещи, устроенные Соломоном, и этим освятили храм Божий; и пророки еще прорицали по повелению Господа. Поэтому поклонялись и тогда храму, как свидетельствует Писание в книге Ездры: “Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь перед церковью Божией…”(См. 1 Езд. 10, 1.) Если Ездра — пророк, архиерей и учитель, засвидетельствованный Богом, — повергался перед храмом, почему еретики говорят, что нельзя поклоняться храму?

Пророки не только поклонялись храму, но и воздевали руки ко храму, как свидетельствует сам Давид, говоря: “Когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему”(Пс. 27, 2.). Посмотри, и ясно увидишь, как молится пророк Богу, руки же к храму воздевает! Мы имеем обычай воздевать руки к Богу, как свидетельствует сам Давид, говоря Богу: “Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля”(Пс. 142, 6.). И о Соломоне говорит, что тот встал на медном амвоне и воздвиг руки к Богу (2 Пар. 6, 12–13.). Много написано в Писании о том, что святые воздевали руки к Богу. И если Давид, как Богу, поклоняется и, как к Богу, воздевает руки ко храму, то кто скажет, что не следует поклоняться созданию рук?

Подобно этому говорит пророк Иона: “Да дойдет к Тебе молитва моя, ко храму святому Твоему”(См. Иона 2, 8.). Посмотри внимательно — пророк не только сказал: “Да дойдет к Тебе молитва моя”, но продолжил: “Ко храму святому Твоему”! Не ясно ли показал пророк, что дойти молитве до Бога и дойти молитве до храма — одно и то же? А если одно и то же — дойти молитве до Бога и дойти молитве до храма, то ясно, что пророк поклонялся храму так же, как и Богу. Если бы пророк не поклонялся храму, он сказал бы Богу: “Да дойдет к Тебе молитва моя”, и не прибавил бы: “ко храму”. А из его слов явствует, что молитва доходит как к Богу, так и ко храму. Когда кто-либо молится Богу, то и поклоняется Ему. Кто же будет утверждать, что пророк, который воссылал молитву как к Богу, так и к храму, не поклонялся храму? Если бы он не поклонялся храму, не воссылал бы к нему и молитв. Если мы что-либо просим у земного царя, то прежде поклонимся ему, потом просим. И если земному царю прежде поклоняемся, а потом просим — то как могли пророки, воздевая руки ко храму и молитву воссылая, не поклоняться храму? Разве это не одно и то же — поклоняться и воссылать молитвы? Как поклоняемся Богу, так и молитву Ему воссылаем. Если одно и то же — поклоняться Богу и воссылать Ему молитву, то кто скажет, что не следует поклоняться храму?

Послушайте пророков, поклоняющихся как Богу, так и храму, воздевающих руки как к Богу, так и ко храму, воссылающих молитвы как к Богу, так и ко храму! И еретики могут говорить, что не следует поклоняться рукотворным вещам! Понятно, что и храм, и то, что в нем — создание рук. Но пророки точно и ясно изъяснили, что поклоняющийся храму поклоняется Богу, повелевшему создать храм во славу Свою. И если бы это было не так, то не поклонялись бы пророки, не воздевали бы рук и не воссылали молитв ко храму. Поклоняясь храму, воздевая к нему руки и воссылая к нему молитву, пророки не называли его Богом, но все это делали в честь и славу Бога, зная, что нет ничего более славного пред Богом, чем храм. Писание в книге Исход свидетельствует: когда Моисей закончил строительство храма Господнего, исполнился храм славы Господней, и было над храмом днем облако, ночью же — огонь. И говорил Господь Моисею из храма (См. Исх. 40.).

Могут спросить: почему же не многие свидетельствуют о том, что надлежит поклоняться рукотворным вещам, а только Моисей, Давид, Иона, Даниил, Ездра и немногие другие?

Но кто славнее, чем Моисей? Кто праведнее Давида? Кто более достоверен, чем Иона, Даниил, Ездра? Они — цари, пророки, законодатели и начальники, — кто же достовернее их? А писали об этом не все пророки, потому что это было обычным делом, известным всем людям. Ведь о необычных вещах Писание содержит множество свидетельств, об обычных же не требуется многих указаний. Кто не знает, что надлежит поклоняться Господу Богу? И если знает, что надлежит поклоняться Господу Богу, — то знает, что надлежит поклоняться и храму, созданному для служения Богу и прославления Его. И если бы не было так, то Давид и Моисей не поклонялись бы скинии, и Иона, Даниил и Ездра не поклонялись бы созданному Соломоном храму. Если это храм Господа Бога Вседержителя, то он досточтим и свят. Если предметы сделаны в честь и славу Бога, как Сам Бог повелел их сделать, то они так же святы и досточтимы, достойны почитания и поклонения — но не имени богов. Ведь не все, что достойно поклонения, подлежит обожествлению. Мы поклоняемся многим, но не называем их богами. Поклоняемся мы царям, князьям — и не называем их богами; и друг другу мы поклоняемся, но не называем друг друга богами. И если царям, князьям и друг другу поклоняемся — насколько более следовало иудеям, при Ветхом Завете жившим, почитать скинию и созданный Соломоном храм и поклоняться им, а также находившимся в них божественным вещам, сделать которые повелел Сам Бог во славу Свою. Ныне же новозаветным христианам надлежит почитать честной Божественный образ Небесного Господа нашего Иисуса Христа и другие божественные и освященные вещи, которые повелел Господь наш Иисус Христос сотворить во славу Свою, а также почитать всех святых, Ему угодивших.

Еретик говорит: мы выслушали вас — но что вы скажете на слова Божии: “Не делайте себе богов серебряных, или богов золотых, не поклоняйтесь им”(Ср.: Исх. 20, 23.)? Ведь вы утверждаете, что надлежит поклоняться созданию рук!