Не только поэтому надлежит поклоняться всечестным иконам и другим божественным и освященным вещам, ранее упомянутым; есть много и других Божественных свидетельств, есть особенные тайны и великие и чудные дела, о которых мы сейчас скажем подробнее, основываясь на Священном Писании Нового Завета и на писаниях апостолов, святителей, преподобных и богоносных отцов наших. Как и почему надлежит почитать святые иконы и другие божественные и освященные вещи, которые повелел Господь наш Иисус Христос во славу Свою создавать, и поклоняться им, и как подобает почитать всех, от века Ему благоугодивших, и о том, как надлежит почитать царей и князей, как надлежит почитать друг друга и как надлежит поклоняться ныне Господу Богу и Ему Одному служить, — обо всем этом будет сказано в следующем Слове.

Слово седьмое,

Свидетельство святых книг о том, как и почему подобает христианам поклоняться божественным иконам и почитать их, и Честной и Животворящий Крест Христов, и святое Евангелие, и Пречистые Божественные Тайны, и освященные сосуды, в которых совершаются Божественные Таинства, и честные мощи святых, и Божии церкви; а также о том, как нам подобает почитать друг друга, и как подобает почитать царя или князя и служить ему, и как подобает ныне Господу Богу поклоняться и Ему Одному служить

Следует знать, как всякому христианину подобает писать на всечестных и Божественных иконах, и на стенах, и на священных сосудах Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную и Неслиянную, и поклоняться со страхом и трепетом, с верою и любовью Божественному и пречистому Ее подобию, и целовать с желанием великим и любовью бесконечной. То, что невозможно нам видеть телесными очами, мы созерцаем духом, в иконном изображении. Хотя Божество Святой и Всемогущей и Животворящей Троицы нельзя описать, но все же богогласные и всечестные пророки и праведники прорекли о Ней во множестве образов; Аврааму же Троица явилась чувственно, в человеческом подобии. И как благоизволила явиться, так повелела и описать Ее. И от этого вещественного изображения ум наш и мысль возлетают к Божественному желанию и любви, не вещь почитая, но вид и образ красоты этого Божественного изображения. Перед этим изображением приносится на земле трисвятая песнь Трисвятой Единосущной и Животворящей Троице, поскольку честь, воздаваемая иконе, переходит на первообраз. И оттого мы не только ныне освящаемся и просвещаемся Духом Святым, но и в будущем веке, когда тела святых воссияют ярче солнечного света, мы получим великую и неизреченную награду, поскольку, с любовью почитая и целуя иконное изображение, чтили в нем единосущие Божие в трех образах-Ипостасях и молились этому пречистому и Божественному подобию Святой и Животворящей Троицы.

Так же и подобно тому следует писать и изображать пречистый и богочеловеческий образ Господа нашего Иисуса Христа, поклоняться ему и целовать его, потому что Он — Безначальный, Присносущный, Невещественный, Неосязаемый, Царствующий, Живой Сын, Слово Божие и Бог наш, измеривший небо пядью и содержащий землю в руке Своей, Бог, Который взял прах от земли и создал человека (В рукописи Соловецкой библиотеки № 327 прибавлено: “рукою”.) по образу Своему и подобию, и, уподобив его Себе разумом, позволил ему наслаждаться неизреченными райскими красотами и поставил его царем над всем, что есть на земле. И когда человек был обманут змием и впал в грех, а греха ради — в смерть, не оставил его Бог: увидев, что род человеческий погибает, Он сошел с Неба, по благоволению Отца Присносущного и действием Духа Святого, и вошел во чрево Девы Марии, и воссиял Свет истинный в утробе Ее. И этот Свет бессеменно стал плотью, и родился, и, будучи Богом, был и Человеком, показывая нам знамениями и чудесами и различными средствами величество Своей силы и Божество. Он послал апостолов прогонять зло и учить добродетели, пресек наказаниями греховные устремления, а усердие благих возбудил обетованиями, немощи наши взял на Себя и недуги понес, и за нас был уязвлен, принял самую позорную смерть, но воскрес и вознесся на Небеса, оставив нам незабываемые свидетельства, чтобы мы, уповающие на Него, имели знамение Его жития на земле, чтобы добро не помрачалось давностью времени и глубиной забвения.

Поэтому мы изображаем черты Его боговидного и пречистого образа, вознося таким образом ум к невещественному Божеству Его. Ибо Он, “сияние славы Отчей и образ Ипостаси Его, держа все словом силы Своей”(Ср.: Евр. 1, 3.), Сам благословил это всечестное и достохвальное дело, когда одним лишь прикосновением изобразил на плащанице пречистый Свой образ, и послал его к Авгарю, долгие годы лежавшему на одре болезни. Авгарь же, едва прикоснувшись к образу, исцелился. И увидев это, очевидцы, божественные ученики и апостолы Его, написали Его пречистый образ так, как видели, и заповедали в роды родов писать, и поклоняться, и почитать. И было множество неописуемых знамений и чудес, и больные исцелялись от пречистого Его подобия, и даже и доныне это бывает. Воспринятая Им от Пречистой Его Матери плоть была тленной и смертной до Воскресения, но Божественное пребывало с ней неразлучно, всегда — и во утробе, и на кресте, и во гробе. Точно так же и пречистый Его образ, хотя и создается из тленного вещества, но после того, как Он изображен, в любом материале, — Божественное уже пребывает с образом неразлучно. Поэтому следует нам почитать Его образ, писанный на иконе, и поклоняться образу, как Ему Самому, а не кому-то другому.

Но не следует думать, что Его пречистый образ прелагается в Его Божественное Существо: ведь Божие Существо не могут видеть ни ангелы, ни люди (В рукописи архиеп. Григория прибавлено: “никто”.); не следует думать, что это Христос во плоти: ведь Христос неописуем, по своей Божественной природе, и теперь невозможно Его видеть, но лишь когда наступит Его второе пришествие, это станет возможным; икона же — образ Его Человеческой природы. И потому так же, как мы приносим каждение и свечи изображению Честного и Животворящего Креста, и святому Евангелию, и святым Божиим Тайнам, поклоняясь и воздавая им честь, — так же следует воздавать честь и поклоняться с любовью пречистому и всечестному Его образу, с честным целованием, со страхом и трепетом, всечестно и верно. Ведь Бог неописуемый стал ради нас описуемым Человеком; и когда мы вспоминаем Его первообраз — ибо почитание, воздаваемое иконе, восходит к первообразу [27], — то в иконах мы почитаем Истину и поклоняемся Ей.

И от самого первого Адама и до конца времен всякая слава и честь пророкам и апостолам, и мученикам, и праведникам, и преподобным и смиренным сердцем, и почитание святости их, — все это было, есть и будет благодаря Той единой Богородице Марии. Икону же Ее следует почитать и поклоняться ей, как Самой Богородице, а не кому-то иному. Ведь когда божественный апостол Лука написал на доске изображение Пречистой Владычицы Богородицы и принес Госпоже и Царице всех, Она, устремив очи Свои на нее, сказала благоговейно и со властью: “Благодать Моя с тобою”. И слово стало делом, и чудеса и знамения и бесчисленные чудотворения совершались от святой иконы с того времени и до сих пор. Там, где изображается пречистый образ Ее, — туда приходит и благодать Ее, достойно содействуя иконе Божией Матери. Мы же, всегда прибегая к иконе Пречистой, обретаем через нее все потребное теперь, и добрый и непостыдный конец жизни, и благодаря Ей не увидим воздушных бесов и когтей их, и избежим держащих рукописания наших согрешений. Как дыхание, необходимо нам призывание Ее: ведь как Сын Ее и Бог везде пребывает и все исполняет, так и Она, Мать бесконечного (В рукописи архиеп. Григория: “непобедимого”.) Бога, быстрее молнии приходит ко всем призывающим имя Ее. Божество Сына Ее, Иисуса Христа, от естества Отца, а Плоть Его — от естества Приснодевы, Матери Его, так что Он Сын Божий и Сын Мариин, единосущен Отцу и единосущен Матери, ради Которой пребывает с нами Бог, для спасения мира.

Точно так же повелели святые апостолы и богоносные отцы поклоняться Честному и Животворящему Кресту, с почитанием и совершенной верой. Хотя Крест и сделан из дерева, но это — победоносное оружие силы Божией против дьявола и всех сопротивных сил, потому что он освящен пречестною (В рукописи архиеп. Григория после этого слова следует: “Плотью”.) Кровью и святостью распятого на нем Бога Слова, и из орудия проклятия силою Божией сделался орудием освящения, потому что на Кресте был пригвожден в человеческом образе Господь, претерпевший погребение, воскресший и вознесшийся со славою на Небеса. И следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова, следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается крест, из любого вещества, — туда приходит благодать и освящение от пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего. Он дал нам знамение, чтобы изображать его на челе, на сердце и на всех членах. Это — печать, чтобы, видя ее, не прикасался к нам губитель, как Сам Господь говорит через пророка Иезекииля: “Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на челе которого знак”(Иез. 9, 5–6; см. также ст. 4.). Подобно этому говорит и Давид: “Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы они избежали лука”(См. Пс. 59, 6.), — то есть стрел вражиих. И еще: “Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи”[28], — ведь знамение бывает на челе, как говорит Иезекииль. Таким образом мы узнаем верных, а от неверных отступаем. Это щит и оружие наше! Великие знамения и чудеса Креста невозможно выразить словом: они были при великом царе Константине, который сначала увидел на небе Крест, а потом, с помощью его, погубил (В рукописи архиеп. Григория: “победил”.) всех врагов; и при сыне его Константине, в Иерусалиме, когда среди дня явился на небесах Крест, так что затмил своим светом свет солнца; и при царе Ираклии, и еще бесчисленное множество раз.

Точно так же подобает поклоняться Святому Евангелию и почитать его, потому что пречистый образ Господа нашего Иисуса Христа и святое Евангелие подобны друг другу, и мы должны приносить им равное поклонение и почитание, ведь нет между ними никакой разницы, потому что оба благовествуют единую повесть. Ибо словописец написал Евангелие, и в нем написал обо всем, что относится к промыслу Божию о человеке, и передал Церкви. Подобное же делает и живописец, изображая на доске свидетельство Божьего промысла и передавая его Церкви. То, что Евангелие описывает словом, живопись исполняет делом. И как я почитаю икону — не доску, не красящее вещество, но изображение тела Господня, — так же, почитая святое Евангелие, почитаю не пергамент, не чернила, но повествование о промысле Христовом.

Точно так же следует почитать святые Божественные Тайны — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться им. Ибо сначала Господь создал человека обладающим свободной волей и повелел ему всегда пребывать в послушании Сотворившему его — а тот преступил заповедь и сам себя предал смерти и тлению. Но Творец и Создатель рода нашего, по своему милосердию, уподобился нам, став Человеком безгрешным, соединился с нашим естеством, нищим и немощным, и Плотию очистил нашу плоть, Душою освятил нашу душу, как говорит Сам Господь: “Сие есть Тело Мое”, — и: “Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас проливаемая; ядите и пейте во оставление грехов”[29]. И “слово Божие живо и действенно”(Евр. 4, 12.), и Он творит все, что захочет, — ведь Он сказал: “Да будет свет. И стал свет”(Быт. 1, 3.). “Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их”(Пс. 32, 6.). И еще Он сказал: “Да произрастит земля зелень, траву”(Быт. 1, 11.), — и так и доныне она взращивает свои растения, укрепляемая Божественным повелением.

Ведь если Бог Слово пожелал, и стал Человеком, воплотившись от крови Пречистой Приснодевы Марии, без семени составил Плоть Свою, и был распят на Кресте, и источил нам Кровь и воду из пречистых ребр Своих, неужели Он не может претворить хлеб в Плоть Свою и вино и воду — в Кровь Свою? Пресвятая Дева Богородица спросила: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?”(Лк. 1, 34.) — и архангел отвечал: “Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя”(Лк. 1, 35.), — так и в Причастии: Дух Святой приходит и творит это.