Ибо Господь знает человеческую немощь: от того, что неестественно, Он отвращается и скорбит о том; и вместе с тем то, что естественно, Он постоянным сошествием сверхъестественно освящает.

При крещении людей омывают водою и помазывают миром, и таким образом им сообщается дар Святого Духа: человек двусоставен, из души и плоти, и потому двойное дано нам и очищение — от воды и Духа, ибо видимое тело омывается видимою водою, душа же невидимая очищается Духом невидимым. Так и в Причастии: у людей существует обычай — есть хлеб и пить вино и воду, и Он присоединил к этому Свое Божество и сделал так, что через обычное для естества мы станем выше естества.

Он принял Плоть от Приснодевы, но не эта Плоть, восшедшая на Небо, сходит с Небес, а хлеб и вино и вода претворяются Духом Святым в Плоть и Кровь Божию, по слову Господа: “Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие”(Ин. 6, 55.), — и: “Ядущий Меня жить будет Мною”(Ин. 6, 57.), — и человек принимает эту Плоть и пьет Кровь, как бы приникая своими устами к ребру Господню. И тот, кто приемлет с верой и достойно, приемлет в оставление грехов и в жизнь вечную, и во спасение души и тела: ибо пожжены будут грехи наши и освятятся сердца наши. А тот, кто приемлет в безверии и недостойно, приемлет в томление и мучение; ибо Господня смерть для верующих — к жизни вечной, а для неверующих — к томлению и муке вечной.

И это не образ Плоти и Крови, потому что Сам Господь сказал: “Это Моя Плоть и Кровь”, — а не “образ Плоти и Крови”. Это жертва пречистая и бескровная, которая приносится Богу от восхода солнца до заката и бывает в составление и освящение, в оживление и просвещение души и плоти. И не истлевает, не иссушается, не превращается в скверну. И с этим брашном бывает не так, как бывает у людей с иной пищей, — но подобно оно восковой свече: когда воск сгорает и невидимо поглощается огнем, огонь, поглощая воск, освещает здание; точно так же и действие Святого Духа, примесившись хлебу и вину и воде, претворяет их в Плоть и Кровь Христову, не превращает их в тлен и скверну, но поглощает Божественным огнем, неизреченно и сверхъестественно. “Ибо если [30] кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел”(Евр. 9, 13–14.), — как говорит апостол. Очищаемые ею, мы приобщаемся к Плоти Господней и Духу Его, и будем как Плоть Христова: ведь через эту Плоть и Кровь мы приемлем святое Христово Божество и все будем членами друг для друга, потому что Бог неизреченным образом соединил плоть с Собою, и Плоть эта животворит.

Пусть никто не думает, что плоть перешла в Божие естество, но плоть едина с Божеством таким же образом, как железо — с огнем; до освящения это хлеб, вода и вино, но, по священническим молитвам, освященные и обоженные пришествием Святого Духа, хлеб, вода и вино претворяются в Плоть и Кровь Христову.

И мы приемлем их от священника не как от простого человека, но как от самого серафима и со лжицы той огненной, со страхом и трепетом. Если нам и кажется, что священники живут неправедною жизнью, все же не подобает осуждать их: Иной есть у них Судия, видящий сокровенное. Для тебя же пусть будет достойным всякий, только бы он не был открыто отлучен от Церкви. Хотя в жизни и превосходит один другого, но печать и дар Святого Духа дается одинаково.

Смотри: у одного есть золотой перстень, у другого — железный, образ же царский, изваянный на том и на другом перстне, одинаков. Этот образ отпечатывают на воске; скажи, если ты премудр, какой отпечаток от железа и какой — от золота? — ты не сможешь различить, потому что различны вещи, но не образ. Так и здесь: есть различие в человеческом, а не в духовной благодати. Ибо дар Святого Духа не умаляется от недостоинства священника, хотя и не ко всем Бог благоволит (В рукописях Соловецкой библиотеки № 327 и № 331 за этим следуют еще слова: “но во всех действует”; в рукописи архиеп. Григория: “но через всех действует”.).

Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот — наиболее достойный, а тот не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели.

Если кто из верных имеет житие нечистое: от объядения ли, или от пьянства, или от гнева и злопамятства осквернится — да не дерзнет приступать к Сему пречистому Огню, пока не очистится достойным покаянием от всякой скверны плоти и духа. Если же кто-нибудь недостойно приемлет, то, будучи недостойным, оказывается убийцей Самого Христа. Как иудеи некогда распяли Его Тело, так и ныне те, кто причащается с нечистой душою, оскверняют Тело. Ведь и раздравший ризу цареву, и осквернивший ее принимают одинаковую смерть, святое же — святым. Потому апостол говорит: “Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе”(1 Кор. 11, 29.), — и: “Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает”(1 Кор. 11, 30.), — ибо святое — не скверным, но святым.

Точно так же подобает почитать священные сосуды и поклоняться им: в них совершаются Божественные Таинства, поэтому и они обожены и освящены. Ведь если огонь, соединившись с железом, сообщает ему свое существо, и черное и холодное железо становится как огонь, — то тем более Божественная Плоть и Кровь Бога и Владыки, страшно и неизреченно священнодействуемая в этих священных сосудах, сообщает им величество своей благости.

В Ветхом Завете Бог говорит Моисею: “Сделай блюда, и лжицы, и сосуды для жертвоприношений, и чаши, в которые вливаешь, и все сосуды, и умывальницы, и все стоящее в нем, и пусть варят мясо в святом месте, и пусть священники едят в этих сосудах это мясо, которым они освятятся, и освяти их, и будет святая святых”[31]; и если иудеи почитали те сосуды, в которых приносили в жертву кровь и мясо бессловесных, — то тем более теперь освящены и преисполнены Божественной благодати те пречестные и Божественные сосуды, в которых происходит священнодействие с Плотию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа за избавление всего мира.

Следует почитать и честные иконы всех святых и поклоняться им, и прежде всего иконе святого Иоанна Крестителя, первого проповедника Христова Царствия, которого и Сам Господь прославил, сказав: “Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя”(Мф. 11, 11.). Ведь это и пророк, и апостол, и праведный, и преподобный, живший во плоти подобно бесплотным и мученически пострадавший за Христа.

Также следует почитать и иконы Небесных сил, — архистратига Михаила и Гавриила и прочих небесных воинств, наших благих заступников и хранителей, доносящих наши моления и прошения до ушей Господа Саваофа и всегда о нас молящихся, в последний же, смертный час разлучающих души наши от плоти, и избавляющих от лукавых бесов, и возносящих горе, к Богу. Хотя они и бесплотны, и неописуемы, но все же многие их видели: в Ветхом Завете — Иоиль, Иезекииль, Даниил и Исаия, в Новом же — Пречистая Богородица видела Гавриила, и мироносицы и апостолы у гроба, и Петр в темнице. И как видели их, так следует и писать на честных иконах их божественные образы.

Точно так же следует почитать и иконы святых пророков, которые делом и словом прорекли пришествие Христово и очистились житием и кровью, “скитались в милотях и козьих кожах” и “испытали поругания и побои”, “были побиваемы камнями, перепиливаемы… умирали от меча… терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин”(Евр. 11, 37, 36, 37–38.). Заслуживают такого же поклонения и иные праведные духом, отцы, и патриархи, и цари, и судьи, которые были до Нового Завета, и более всего — святые праведные Богородители Иоаким и Анна, сподобившиеся стать родителями Такой Дочери, бывшей Богородицей по Богу, и Царицей по Царю, и Госпожой по Господу, и Владычицей по Владыке. И родители Ее сподобились такой благодати, какой никто не сподобился, от Адама и до последнего дня, так что они называются Богородителями, из-за своей Дочери, истинной Богородицы.