Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Приведем еще провидение Божье о преподобном Харитоне (память его 28 сентября (10 октября)).

Харитон, идя в Иерусалпм, задержан был разбойниками, которые, не найдя ничего у него взять, самого его связали и заключили в своем подземелье (пещере). Когда разбойники ушли на свой промысл, Харитон, оставшись один, обратился всем сердцем и душой к Богу, прославляя Божье провидение, и размышляя об неожиданном нападении на него разбойников, благодарил за все милосердного Отца небесного, поручая Ему всего себя. Когда занимался он этим размышлением, видит, что из расселины появился змей (гадина), приполз к кувшину с молоком, вдоволь попил из него, и вместо благодарности испустил в кувшин свой яд. Разбойники, возвратясь в свое жилье, уставшие и жаждущие, первее всего начали пить молоко и так много пили его, что потом уже не хотели ничего ни пить, ни есть. Спустя короткое время почувствовали внутри себя боль и дурноту столь сильные, что попадали на землю и умерли внезапной смертью.

Таким образом святой Харитон в пустыне сделался наследником и единственным господином бесчестного поселения и всех его богатств. И не тщетно: Освободившись с Божьей помощью от уз своих, устроил он на том месте славную общежительную обитель, употребив на то одну часть оставшегося от разбойников большого богатства, другую же часть его раздал нищим, церквям и другим монастырям, обратив таким образом пещеру разбойников в храм Божий, а богатства их на дела добрые.

Во всём следует признавать Провидение Божье

Один благочестивой жизни Авва, сердечно веривший в провидение Божье и всегда поручавший себя и все дела свои ему, все, что имел, раздал нищим. Один раз случилось, что двоим убогим, которые стояли перед воротами монастыря, приказал он дать два хлеба. Но монастырский строитель не исполнил приказания, сказав, что не хватает хлеба даже на обед братии. Что же мы перекусим на трапезе? — не знаю, отвечал строитель.

Предугадывал святой муж, что нечто было тайно сохранено злой предусмотрительностью недостатка. По окончании литургии, когда дан был знак собираться к трапезе, Авва спросил: откуда принесены хлебы? — я сберег несколько на нашу нужду, отвечал строитель. Авва, приняв на себя строго духовный вид, велел собрать разложенный хлеб в корзину и тотчас же раздать нищим: обратившись же к братии сказал: чтобы не умножилось между нами непослушание и маловерие, пост и голод пусть научат нас уповать на Бога. Этот добрый муж желал, чтобы вся братия возлагали всю свою надежду на щедроты всемилостивого Бога. Наилучшим лекарством злой скупости является пост.

Святой Дорофей повествует, что один старец богоугодной жизни, в течение нескольких дней не мог принимать пищи по болезни своего желудка. Служитель, желая подкрепить старца пищей, задумал приготовить для него более приятное и питательное кушанье. Он из двух сосудов, похожих друг на друга, взял по ошибке для приготовления пищи тот, в котором хранился старый прогоркший елей (масло). Поэтому, при всем своем добром желании угодить старику, влив не жалея изобильно в его кушанье не мед, но едва ли не самую смерть, приготовил ему такое кушанье, которого не ела бы и голодная собака.

Больной едва попробовал принесенной ему пищи мерзостной, тотчас же узнал ошибку приготовлявшего ее, но замолчал, и ел через силу. Потом, когда желудок его не позволял принимать ему больше этого кушанья, положил ложку, не говоря ни слова о непригодности пищи. Но служитель стал его упрашивать, чтобы тот больше покушал такого прекрасного кушанья, говоря: я приготовлял его старательно, со всем усердием, и что оно подкрепит здоровье старца. Добрый старик не только не произнес гневного слова служителю, но даже мысленно не рассердился на него, но отговаривался от еды только тем, что уже сыт и не может больше съесть. Тогда служитель едва попробовав сам этого кушанья, тотчас же бросился к ногам старца, и с горестью сказал ему: "убил я тебя, честный отче, зачем ты скрыл своим молчанием мою неисправимую ошибку"? Не смущайся, сын мой, если бы Богу было угодно, чтобы я покушал сладкого, то ты и принес бы мне сладкое.

При этом (Дорофей замечает) старик сказал правду, что если бы было угодно Богу, дабы больной старик кушал вкусное кушанье, то Бог не попустил бы ошибки служащего, или что Богу очень легко было превратить прогорклое масло в свежее. Так, подобно старику, поступает тот, кто во всем признает провидение Божье — оно ничего не обращает в злое намерение, никого не подозревает, но истинно признает, что все случающееся нам бывает по провидению и воле Божьей.

Никто не может нам повредить, кроме нас самих

Прошу тебя, читатель, понять здесь и запомнить следующее изречение святого Иеронима: "все в мире управляется провидением Божьим, и часто бывает, что то, что считается нами за наказание, бывает лучшим врачеванием."

Здесь должно удивляться тому, что провидение Божье попускает каждому предмету действовать в предназначенный срок для окончания своего полного дела (совершения). Ибо провидению Божьему свойственно все согласовать и связывать одно с другим (как причину так и ее следствие), как в малейших, так и в самых важных делах (произведениях), незаметно малейшими временными различиями. По этому-то Эпиктет, светило философов, прекрасно выразился: "не проси, чтобы происходящее в мире совершалось по твоей воле, но, если ты мудр, то желай, чтобы все было так, как происходит." Это учение — как бы Божье, христианское наставление.

Согласно с этим и изречение Василия Великого: "поскольку не сбывается так, как мы хотели бы, то станем во всем хотеть так, как то или другое само по себе происходит" (т. е. по высочайшему предопределению). Равно и святой Нил говорит: "не молись, чтоб сделалось то, чего ты хочешь; но лучше так молись, как Христос научил тебя молиться: да будет воля Божия в тебе яко на небеси, и на земли" (Матф. 6:10). Фома Кемпийский: "Христос внутренне учит нас, и внутренний человек (душа и совесть) слышит голос Христов и, без труда понимая суть происходящего, сообразно учению Христову поступает" (О подражании Христу кн. 3 гл.). Не противоречь Творцу промыслителю: благоволи к Его распоряжениям и себя подчиняй им по заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и душою, и ближнего возлюби, как любишь самого себя" (ср. Марк. 12:29–33).

По учению всех святых отцов и в особенности святого Иоанна Златоуста: "никто не может нам вредить (речь идет о вреде не телесном, но о нравственно-разумном), кроме нас самих. Всякая болезнь есть вред тела, но не предприятия — хромота ноги есть болезнь, но не бессилие намерения. Если здраво рассудишь, то увидишь, что во всяком приключении с тобой то, что бывает от других, не может тебе вредить и не служит препятствием к твоему преуспеянию. Вот тому примеры.