Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Пророчество Елисея сбылось буквально: войско Сирийское бежало ночью из под Самарии, устрашенное небесной силой, оставив весь свой багаж, от чего сделалась в Самарии дешевизна хлеба, покупать который бросился народ, а вместе там же находился и Тристат, который задавлен был теснившимся в воротах народом и умер.

Действительно: "Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны" (Прем. Солом. 9:14), Бог же — всемогущ. Он совершенно и точно знает все будущее, настоящее и прошедшее. Ибо Ему известен порядок (чин) дел Его о всех вещах, творимых Его руками, Он имеет отчетливое представление и обо всем, открывающемся нам в мире как бы по предуведению, и обо всем, что нам кажется нечаянным, Он предуведел то от века. И никогда провидение Божье не может измениться в своих премудрейших распоряжениях. Но так как эти распоряжения — глубочайшая и непостижимая бездна, то многие, видя бесчисленные беззакония и злодеяния остающимися без наказания по Божьему долготерпению, а избранных Божьих исправляемыми и испытываемыми многими скорбями, то, повторяю, многие, думая, что Бог не обращает никакого внимания на дела человеческие, впадают в бездонную глубину неверия, когда не видят никакого различия между праведными и злыми людьми.

Екклезиаст говорит: "Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы" (Еккл. 9:2).

Все это кажется нам бывающим без разумного устройства, случайно происходящим. Это подобно тому, как селянин, или вообще простец, видит часы, показывающие время: он видит поверхность часов и часовую стрелку; он не знает внутреннего механизма часов, и думает, что стрелка сама собой движется и обращается случайно, а не по преднамеренному устройству. Но механик весьма хорошо понимает часовое устройство. Так же и провидение Божье для нас простецов непостижимо, скрыто от нас, но оно заключает в себе всеобъемлющий порядок разумного и справедливого мироправления. Мы видим внешний порядок мировых и частных происшествий и явлений, но чудное, премудрое провидение Божье, приводящее в движение всемирный механизм, его сохранение и направление его деятельности, для нас скрыты и видеть их мы не можем. Отсюда происходит, что многие, видя противоречие, по понятию человеческому, между благополучием злых и неблагополучием добрых людей, утверждают, что нет провидения Божьего, а все делается волей и разумом человеческим, или же происходит по слепому счастью или несчастью. Иначе думают и рассуждают верящие в высочайшую премудрость Бога и в Его провидение, все направляющее к благу.

Так Григорий Назианзин говорит: "я истинно знаю, что Бог — высочайшая причина; знает в полном совершенстве причины наших намерений и поступков."

Эти непогрешимые часы (хронометр) верно показывают все мгновения, секунды и минуты поступков каждого человека.

Царь вавилонский Валтасар увидел на стене во время богатого ужина кисть руки, пишущую неизвестные слова, при этом царь ужаснулся и изменился в лице. Что видишь, о царю? Что смущаешься, чья это рука? Если же и писца руки не знаешь, почему так ужасаешься? — Бедный царь спрашивает у всех мудрецов Вавилонских разъяснения написанного и никто не может истолковать этого писания: все видят написанное, как часовую стрелку, но никто не понимает, кто ее вращает, и что она указывает.

Пришел пророк Даниил и объяснил царю как само письмо, так и его значение, говоря: "Ты возгордился против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных и каменных, которые не видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое, и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание: Мене, Текел, Перес: вот и значение слов: Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. Время последнее жизни твоей, о царю, приближается и исполнено при кончине бед, а потому сейчас же поспеши добре жить (то есть истинно покаяться)."

Откуда же Даниил узнал это? Он прочел это на хронометре Божьего провидения (См. Прор. Даниила гл. 5-я). В ту же ночь все исполнилось.

Частичное понимание Промысла Божия

Из предыдущего видно, что все благополучные или неуспешные деяния каждого человека до малейшей черты и числа начертаны на хронометре Божьего провидения, и хронометр этот непогрешим ни на одну йоту, ибо — исправен до точности: "истинно говорю вам… ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона (воли Божьей), пока не исполнится все" (Матф. 5:18). Если же верим хронометру, устроенному мудрым строителем, то какое безумие и дерзость укорять, а иногда и порицать, хронометр того величайшего мирового домостроительства Божьего, которое непогрешимо, которым все события всего сотворенного расположены наилучшим образом?

Мудрый муж так взывает к Господу: "Промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства" (Прем. Сол. 14:3–4). Действительно часто случалось, что добрым людям служили вместо лодки доска, вместо весла простая палка. А потому всегда следует благонадежно верить Божьему провидению.

Когда же видим, что люди, богоугодно живущие, бывают обижаемы (озлобляемы), унижаемы и оскорбляемы, а беззаконно живущие благоденствуют и все дела свои доводят до благополучного конца — то думаем о провидении очень снисходительно, что оно, как бы спит. Такие мысли бывали иногда и у святых мужей, и несколько как бы смущали их, но их сомнение послужило к нашему наставлению и утверждению.

Царь Давид сам о себе говорит: "едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам (Пс. 72:2–5)… Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?" (Пс. 72:13–14).