Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Давид думал открыть причину такой несообразности заслуг с наградами, а потому говорит далее: "И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их" (Пс. 72:16–17). Все это потом узнаем, в царствии небесном, теперь же, в настоящей жизни, нет возможности постигнуть судеб Божьих.

Об этом же пророк Иеремия говорит с сожалением: "Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, (т. е. они часто говорят о Боге, но как говорят?) но далек от сердца их" (Иерем. 12:1:2).

Подобно этому Аввакум сожалеет: "Для чего Ты, Господи, не взираешь на насилие обидящих и молчишь, когда пожирает нечестивый праведного; невинно притесняемые становятся, подобно рыбам, безгласными: нет суда правильного; закон потерял силу, а потому и суд происходит превратный" (Сравн. Аввак. 1:1–4).

Какая же причина некоторого сомнения о провидении и правосудил Божьем даже у праведных мужей? Причина этому заключается в том, что мы смотрим только на одну сторону Божьего провидения, другая же Его сторона скрыта для очей наших по причине узкого нашего кругозора, не могущего расшириться для полного обозрения судеб Господних. Только во второе пришествие Христово узнаем мы праведный суд Божий, обо всех и обо всем.

Поэтому святой Апостол Павел говорит: "не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Коринф. 4:5).

Мы видим и понимаем только малейшую часть промысла Божьего, но Его чиноположения, законов высшего порядка (Божественного провидения), Его действий и конечных целей не постигаем. О том, что было в прошедших временах, если и знаем кое-что, но и то знаем не точно; а что будет в грядущие века, о том ничего не знаем, поэтому и судим о провидении Божьем неразумно, и лживо оговариваем его. Но когда придет Господь, иже во свете, и откроется для чего попустил Бог падение ангелов, грехопадение наших прародителей, избрание строптивых Иудеев в народ Божий.

Зачем одним попустил родиться в христианстве, а другим — в неверии? Зачем одних избавляет от всех бед и печалей, другим же попускает всю жизнь проводить в скорбях и бедствиях? Тогда для каждого будет благоприятна награда за все, что он долготерпеливо переносил здесь за Христа Спасителя нашего.

Истинное упование — защита от напастей

Из предыдущих бесед видна наша обязанность направлять все свои действия и поступки согласно с волей Божьей.

Но при познании воли Божьей нам могут встречаться некоторые вопросы: например, кто-нибудь, печальный в душе и смущенный умом, скажет: — "мне случилось то же, что и Саулу, который спрашивал у Господа: "как поступить мне (Саулу) с напавшими на нас Филистимлянами? Но Господь ничего не отвечал ему ни во сне, ни через урим; явно через Первосвященника), ни через пророков" (1 Царст. 28:6). Я потерял то или другое, меня постигла эта болезнь, но ни о том, ни о другом Бог не объявляет мне Своей воли; — разве идти мне спрашивать у волшебников? — но это запрещено Богом."

Самый лучший совет на такие случаи предлагает тебе и каждому Иисус сын Сирахов, говоря: "Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения;(время искушений) прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок" (т. е. при окончании твоего предприятия. Сирах. 2:1–3). Все, что будет нанесено тебе, например, оскорбление, перенеси в долготерпении и смирении. Как золото испытывается в огне, так и приятные Богу люди испытываются Им в пещи смирения. Веруй Богу и Он заступится за тебя, исправь путь твой и уповай на Бога.

Подумай: разве является подвигом быть мужественным, когда жизнь продолжается по нашему желанию, и кормчий не покажет искусства в управлении кораблем, плывя в тихую погоду и при благоприятном ветре? Для испытания доблести сердца необходимо, чтобы случилось нечто противное его влечению.

Вся наша жизнь переполнена бедами и многоразличными нападениями, и редко когда приходится прожить спокойно, да и то недолго продолжается. Если принимаешь огорчения с озлоблением — чувствуешь величайшую тяжесть, если же с благодушием, то будешь иметь приятное утешение. Плачь сколько хочешь, однако чашу огорчений, которую поднесет тебе небесный врач выпьешь до дна — не без пользы для тебя. Если ты добр — поймешь, что скорбь послана тебе для исправления в твоем падении, а если ты злобен, то скорбь будет служить вместо каторги. Не повторяй слов Саула, сказанных им Самуилу: "тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня" (1 Цар. 28:15). Не отступил бы он от тебя, о царю, если бы сам ты первый не отступил от Него.

Каждый помни это: никого Бог не оставляет ни в каком приключении, кроме тех случаев, когда мы первые оставим Бога. Если бы Саул имел хоть немного мудрости, то сказал бы к Господу слова кесаря Маврикия: "Господи, накажи лучше здесь меня, нежели там" (в будущей жизни). Так не прибегай, христианин, в бедах, притеснениях, и печалях своих к волхвам, врагам Божьим, не унывай в надежде. Уповай же на Бога, прибегай за помощью себе к Божьей Матери, к ногам распятого Господа нашего Иисуса Христа, к Ангелам Его, и к друзьям Его — Святым. У них твое прибежище и твоя защита.