Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Бион, философ Смирнский будучи спрошен: "кто в жизни этой кажется печальнейшим более всех"? — отвечал: "тот, кто полагает все благополучие в обладании многими богатыми вещами — он тысячекратно сокрушается заботами, чтобы желаемое получить, получив же печалится как бы не лишиться его."

Ибо о приобретении трудимся, не получив скорбим, стяжав боимся. Отнятое у нас причиняет нам печаль, подлежащее отнятию прибавляет скорби, и весьма смущает нас. Каждый же кто всецело предался воле Божьей, свободен со всех сторон — он не сокрушается о том, чтобы приобретать, или о том, чтобы не потерять; но как в том, так и в другом соглашается с волей Божьей и покоряется ей.

Но как можно узнать, что Бог того или другого желает? Я прежде уже сказал, что следует верить и признавать попущение Божье. Этой попущающей Божьей воле нужно раз навсегда пожертвовать собственную свою волю до такой степени самоотвержения, что если бы и все зло целого мира восстало против нас, то не могло бы лишить нас этого совершенного голоса: "да будет воля Господня." Дивная такого сердца крепость, или мужество, и отсюда происходящая тишина души — бесценны. Но рассмотрим по порядку плоды, которые доставляет нам это высочайшее благочестие к воле Божьей.

Первый плод: жестокость, по словам Иова, умиротворяется терпением(Сравн. Иов. 9:15).

Святой Августин сказал справедливо: "Ты, Господи, сотворил нас Себя ради и неспокойно сердце наше, пока оно не успокоится в Тебе Самом." Потому совет Иова: "Повинись Ему (сообразуясь с Его волей) и имей мир, и потом плод сей будет благом для тебя" (Ср. Иов. гл. 9).

Подобное этому наставление встречаем мы в сочинении Фомы Кемпийского (кн. 3-я гл. 37) от лица Иисуса Христа к верующему: "Сын Мой! оставь (отвергнись) себя и Меня найдешь. — Не ищи ничего, не заботься о приобретениях, и ты будешь в прибытке; ибо лишь только ты предашься Мне, благодать Моя в избытке осенит тебя" ("О подражании Христу"). Нет ничего прискорбного, в котором бы правый ум не нашел утешения. Какое же в мире этом большее может быть утешение, кроме того, чтобы мы во всех предметах любезно обнимали и целовали всесвятейшую волю Божью. Все нам будет удобно и приятно, как только мы во всем поручим себя благоволению Божьему.

Второй плод, или польза от сообразования своей воли с Божественной есть наилучшее Божье наставление во всяком деле.

Причина тому следующая: охотно предавшийся всецело воле Божьей ничего так сильно не желает, как только того, чтобы во всех предметах и приключениях познать эту святую волю и ей последовать. Жизнь такого человека непрерывно течет под непосредственным управлением Божьим, так что он из пережитого времени уразумевает, что все с ним приключения благопоспешествуют ему во благо

Об Иосифе прекрасном повествует священное Писание: "И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех" (Быт. 39:2. 3). То же бывает со всяким человеком преданным Богу и постоянно прилепляющимся воле Божьей с благоговением. Он рукой Божьей наставляется и исправляется к познанию и исполнению Божественной воли.

Третья польза, получаемая от исполнения воли Божьей и совершенной покорности ей состоит в смиренном благорасположении и постоянстве нашего ума.

Ибо такой ум побуждает стремиться нашу волю не к преходящим и изменяющимся вещам мира сего, но к Богу, всегда неизменяему, с Ним соединяет нас как бы в один дух. Такой человек хочет то, что Бог хочет, не хочет же того, чего Бог не хочет. Вещи мира сего — временны, весьма непостоянны, падают они, проходят, изменяются и погибают, но преданный Богу человек, исполняющий Его волю, остается таковым навсегда неизменным, как и Бог, к которому раз и навсегда прилепился человек: "И мир проходит, и похоть его, (говорит святой Иоанн Богослов) а исполняющий волю Божию пребывает вовек" (1 Иоан. 2:17).

Четвертая польза: преданный всем сердцем своим и любовью к Богу человек имеет прилежное попечение как о своем так и о чужом спасении.

Кто упорно опирается на самого себя, на собственные познания и свой разум, и остается непреклонным к наставлениям боговдохновенных мужей, тот сам себе много заграждает путей к уразумению истины и к совершению добрых дел, губит напрасно благоприятное время, и тем вредит не только себе, но и другим, препятствуя им достигнуть вожделенной ими кончины (примером могут служить наши старообрядцы).

Ничего нет вреднее непреклонного упрямства. "Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху" (Исаии 30:1). Хотите быть своевольными? Я попущу, но в погибель вам: ибо вскоре сделаетесь ни Моими, ни своими. Человек высокоумный, человек своего мнения, бывает часто таковым для других, чаще же самому себе становится жалким, тягостным и вредным. Кто же не своим разумом, но своим совещанием и остроумием руководится, но во всем и всегда предает себя во власть и управление единой воле Божьей, тот и для себя, и для других весьма полезен и благопотребен. Потому что он, во всяком приключении, даже злобедственнейшем и душу возмущающем, представляет собой пример во всякой истинной добродетели. От него не услышишь дурного совета или дурного слова, кроме изречения праведного Иова: как угодно было Господу, так и сделалось. Буди воля Господня!