Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Пятая польза: она составляет верх и конец христианского совершенства — сознательный навык пребывать, несмотря ни на какие опасности и угрозы, до конца жизни в постоянном всестороннем исполнении воли Божьей.

Ибо "плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу" (Ефес. 5:9-10), и этого состояния достигает человек постоянством своим, постепенно в течении всей жизни. Первоначальное обучение последователя Христова — изыскивать с любовью чего желает Бог и каким способом всесвятейшая воля Божья может быть почитаема и исполняема. Он во всяком деле и случае, во всякое время и мгновение со святым Павлом возглашает: "Господи! что повелишь мне делать"? (Деян. 9:6), и с Христом Господом: "да будет воля Твоя" (Матф. 6:10) — о мне, во мне как в жизни, так и в смерти, во времени и в вечности. Ты, Боже, как хочешь сам, так и устрой о мне дело" (вещь).

О таком человеке святой Иоанн Златоуст говорит: "лучше один, творящий волю Божью, нежели безчисленное множество грешников" (См. Иоанна Златоуста "Поучения на деяния апостолов"). О том же говорит и пророк Исаия: "в тебе прозовется воля Моя: ибо благоволи Бог в тебе" (Ис. гл: 62). Кто желает научится на деле всем добродетелям в их совершенстве, тот должен свою волю соединить (т. е. подчиниться) с волей Божьей, — и он уже изучил и навык всем добрым делам. Весьма много делает тот, кто делает добро: но несравненно превосходнее делает тот, кто доброхотно себя самого Божьей подчиняет воле.

Этому учит нас вселенский учитель святой Апостол Павел, говоря: "Мы с того дня, как о сем (о познании Колоссянами Божьей благодати в истине) услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном; чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком благом деле, и возрастая в познании Бога, творящего волю Его от души, и укрепляясь силой по могуществу славы Его во всяком терпении и великодушии с радостью" (Сравн. Колос. 1:9-11).

Таким же поучением наставляет нас и блаженный Августин, говоря: "каждое приключение пусть найдет тебя бодрствующим (в подлиннике стоящим). Воистину тот стоит и всякое нападение печалей встречает без ужаса, кто свою волю предал воле Божьей — бодрым (не спящим) встречает он все злоключения."

Ум, прилепившийся к воле Божьей, не могут исторгнуть оттуда все силы вражьи. "Поведай нам, о Сусанно, что ты претерпеваешь, в каких бедах находишься"? — "Тесно мне отовсюду: со всех сторон притесняют меня: страх, печаль, ужас, теснота окружили меня." "Но что ты говоришь, что делаешь в такой нужде"? — "лучше согласна я невинной пред Богом умереть, чем согласиться на беззаконие, к которому вы меня привлекаете."

О мужественная женщина! Женщина, в глазах верной смерти не потерявшая надежды на Бога! (сличи историю Сусанны в пророчества Даниила гл. 13-я). Когда Бог, на первый взгляд, лишает нас своего присутствия, и как бы совершенно оставляет нас в бедах и озлоблениях (как и сам Христос оставлен был Отцем Своим во время кровавого пота своего в саду Геесиманском), тогда мы должны оставаться непоколебимыми, и не искать спасения и утешения ни в одном создании смертном, кроме как только в этих словах Спасителя нашего: "да будет воля Твоя"!

Вот те благополезные плоды, которые последуют за этими словами после совершенной преданности нашей воле Божьей.

Встречающиеся препятствия

Воля человеческая не найдет во всем мире лютейшей для себя пагубы, кроме самой себя.

Это величайшая из всех причина (в подлиннике Ремора — держиладия) для того, чтобы ум наш не покорялся воле Божьей. Величайшее зло для человека есть его своеволие, противящееся воле Божьей. Так как наши воля и разум связаны между собой союзом искренней любви, то очевидно, если воля пожелает сильно чего-либо неприличного, то разум не только не противится тому, но еще и подтверждает волю. Ибо разум есть как бы законотолкователь, который, быв подкуплен любовью, ласкательством или деньгами, толкует устав не по воле законодателя, но по желанию того, от кого получил деньги.

Таким образом воле не трудно привлечь разум на сторону неправого своего вожделения тесной с ним дружбой. О самолюбивой и злой воле справедливо рассуждает Анзельм Бернардинец, говоря: один только Бог все творит по собственной воле, ибо Его воля — выше всякой другой воли, которой бы она следовала и покорялась. Итак когда человек, когда он делает что-нибудь противное воле Божьей, отнимает венец у Бога. Ибо как венец (корона) принадлежит только одному царю, таким же образом собственная воля подобает только Единому Богу.

И как человек, похищающий царский венец, восстает против царской власти и подлежит строжайшей казни, так и тот, кто похищает и присваивает себе достойное единому Богу, грешит тяжко против Бога. Но как собственная Божья воля есть источник н причина всякого добра, так собственная человеческая воля есть начало всякого зла, если она не руководствуется волей Божьей. А потому верно положение, что там, где присутствует человеческое своеволие, бывают многие несправедливости и пагубы, когда воля наша бывает совращена и повреждена.

О горе нам! Зачем мы, немощные, дерзаем противиться Богу и добровольно не утвердим нашу волю в Божественной воле? Мы задолжали воле Божьей всем, чем мы пользуемся. Мы не по одному, но по многим отношениям принадлежим Ему, и должны, хотим, или не хотим, подлежать Его власти, как своему Создателю, как вдохнувшему в нас живую душу, как обновившему нас, рожденных во грехе первородном, во святом крещении, в котором умерли мы для греха и ожили с Христом для вечной и блаженной жизни. Поэтому Бог и доныне сохраняет нас и по естеству и по искуплению.