Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

5. В отношениях к другим — милосердие.

6. В отношении нравов — исправление.

7. Никаких обид не творить.

8. Сделанную нам обиду благодушно и терпеливо переносить.

9. Со всеми жить мирно.

10. Бога любить всем сердцем.

11. Любить Бога, ибо Он — Отец.

12. Бояться Его, ибо Он — Бог.

13. Иисуса Христа не сравнивать ни с кем (т. е., ни с кем из разумно свободных существ, как земных, так и небесных).

14. Сердечной любовью соединяться с ним.

15. К честному кресту Его, вообще к Христовым страданиям за нас и крестной Его смерти быть истинно внимательными, и поклоняться Ему со страхом по греховности своей и надеждой на крестные заслуги Христовы для нашего искупления.

16. В беседах (разговорах и вообще в суждениях) о пресвятом имени и достоинстве Христа Спасителя нашего быть твердыми и постоянными во всем том, что касается нашего вероисповедания. В ответах нашим совопросникам смело отвечать без всякого колебания, во что мы веруем и что исповедуем (признаем), как несомненную истину. В час смерти (как вообще всякой смерти, так и тем более смерти за исповедание Христа) иметь непоколебимое мужество, которым заслужим венец исповедников Христовых до самой и в самой смерти нашей — это значит, что мы должны в земной жизни вести себя как сыновья и дочери Божьи, то есть, как сонаследники Христовы, хранить заповедь Божью — исполнять во всем волю Отца Небесного.

Бог желает, чтобы мы со всеми имели мир

Из всех означенных выше Киприановых предложений преимущественно иметь всегда должно в уме и крепко держать в памяти седьмое, восьмое, девятое и десятое предложение: т. е. не делать никому никакой обиды; нанесенную нам обиду благодушно и терпеливо переносить; с ближними жить в мире; Бога любить всем сердцем. В этом весьма часто и многократно тяжко грешим мы, слабые и неразумные. Волю Божью, когда она ниспосылает нам многоразличные дарования душевные и вещественные, охотно принимаем мы и сердечно предаемся Ей.

Когда же, по воле Божьей, без которой ничто (кроме греха)

В этом состоит величайшее ослепление и непонимиание наше истинного значения ниспосылаемых нам Промыслом бедствий.

Да будет же нам известно, что по всей широте земной и высоте небесной ничто не делается и не происходит, чтобы оно не происходило от первобытной причины — воли Божьей. Один грех составляет исключение из сказанного выше; он получил свое начало и происхождение от лукавого духа лжи, противящегося Богу, Истине. Об этом свидетельствует само слово Божье, изреченное устами Христа, Сына Божия, святых пророков и апостолов. Пророк Иеремия со слезами взывает: "Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои" (но не на грехи чужие. Плач Иерем. гл. 3:ст. 37–39). Когда злобно преследующие Иисуса Христа Иудеи утверждали, что их отец — Бог, Спаситель отвечал: "Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога изшел, Он послал Меня. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего: он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи" (Иоан. 8:42–44). "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для того то и являлся Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Иоан. 3:8).

О, как несмыслен и бесстыден тот человек, который утверждает, что все в мире (доброе и злое) бывает без содействия или попущения воли Божьей. Кассиан или Кассиодор (VI в.) ясно выразился: "веровать нам должно, что ничего в мире не делается без воли Божьей, которая или приводит доброе дело в совершение многоразличными (часто непостижимыми) путями, или же только допускает совершиться злу с тем, чтобы оное обратилось в добро для пострадавшего."

Древность языческая выдумала исполинов, которые объединившись начали войну против богов, чтобы выгнать их с Олимпа. Но христианам мифологические басни неприличны, оставим их. Я обращаюсь к вам, которые жалуются, печалятся и скорбят об обидах и несчастиях — вы подобны упомянутым исполинам. Те хотели низринуть своих богов с Олимпа, вы то же, не иное что, делаете, как и они — вы в гордости и дерзости своей, хотели бы у Всевышнего отнять скипетр мироправления и лишить вселенную промысла Божьего. Вся сотворенная природа беспрекословно служит, повинуется и подчиняется законам Верховного Законодателя, а прекраснейшее из творений — человек — один против Создателя своего поднимает бунт и хочет сопротивляться Всемогущему.

Зачем мы тщетно негодуем? Все неприятные для нас наказания и чувствительные вразумления — болезнями, потерями, и другими бедствиями — ниспосылаются Богом для нашего исправления и сохранения в обществе внешнего порядка и внутренней богоугодной жизни. Вследствие непорядочности и греховности целой общины — в одном месте земля поглощает целые города, что происходит по благоволению Божьему; в другом месте — многие тысячи людей погубила моровая язва, — и это случилось по провидению Божьему. Там и сям сколько бывает разбоев, войн, тиранов — правителей, — все это бывает по Божьему попущению. Но оставим перечисление общественных бедствий, и обратимся к частным.

Твой враг, о брат мой любезный, похитил у тебя имущество; другой оскорбил твою честь; третий другими различными обидами опечалил тебя — все это было тебе не только по Божьему попущению, но и по ниспосланию на тебя свыше — в этом совершенно будь уверен, ибо все посылается от Бога. Поэтому Божественная воля не только требует от нас, чтобы мы не делали никому обид и несправедливости не только потому, будто бы мы не в состоянии отмстить своим противникам, но Бог желает, чтобы мы нанесенные нам обиды благодушно и терпеливо переносили и со всеми имели и сохраняли мир, даже и в том случае, когда они не живут и не хотят жить с нами мирно. Чтобы яснее познать нам тайны воли Божьей, припомним себе вкратце изложенное уже нами выше (гл. I, отд. 2-е) учение о ней.