Letters of St. Anthony, Elder of Optina

14. Главное — не боязнь людской молвы, а страх Божий

Душевно благодарим мы Вас за святое и частое воспоминание Ваше об обители нашей и об обитателях оной. Равно и мы ежедневно воспоминаем о Вас в недостойных молитвах наших пред Господом Богом, испрашивая на Вас и на вселюбезнейших деточек Ваших святое благословение Его и вразумление на дела благая. Но мне очень совестно пред Вами в том, что мы очень скудны и делами благими и словами назидания, но благоговеющая любовь Ваша христианская не точию прикрывает нравственные недостатки наши, а еще и доброе находит в нас убогих; а посему — награди Вас Господи за святое смирение Ваше!

Вы, между прочим, уведомляете о том, что, живя в таком великом и пространном граде, чувствуете пустоту и тесноту, т. е. тесно отвсюду, ибо между окружающими Вас знакомыми, и ближними, и родными — не всех видите благомыслящими и духом Христовым водимыми. Что делать! Справедливо сказано Св. Давидом о нынешнего времени людях, что от правого пути уклонились, вкупе неключими быти, несть творяй благостыню, несть до единого. Но, невзирая на то, что все почти неключимы, советую Вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т. е. ограждать себя крестным знамением и при ястии и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякого дела, ибо крестом ограждаемии врагу бывают страшни, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т. е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут, или подумают о нас.

9 Января 1862 г.

Приветствую моим всеусерднейшим поздравлением Вашего вседражайшего супруга с Монаршею милостию, чем все мы, убогие старцы, заочно порадовались и душевно пожелали, чтоб, имущим им сие, и еще дано было и преизбыло. Но более всего радуемся о том, что Господь Бог любит Вас, и, за благоговение Ваше пред Ним, и за смирение в духе пред клевреты, святые имена ваша вписана у Него на небеси в книгах живота вечного. С каковою великою милостию Божиею к Вам и приветствую Вас моим всеусерднейшим поздравлением.

15. Раздражение и пустое времяпрепровождение — из худших пороков наших

Вы пишете, что небрежно жизнь свою проводите, и подвержены бываете частой раздражительности. На лень и небрежность один ответ: кто в этом пред Богом не грешен! А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи; ибо мягкое слово более имеет силы. А посему и ты, возлюбленная моя, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычек свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти; ибо и то и другое вредно, наиболее — себе.

А на Ваши вопрошения, возлюбленный мой N. N., недоумеваю что Вам и сказать! Вы обвиняете себя в том, что тупоумны стали. Это может быть от того, что Вы оскудели очень своими финансами. А когда бы в изобилии были у Вас деньги, да деньги, да и еще деньги, тогда были бы Вы министром народного просвещения… а без денег и умные люди, подобно Вам, сидят повеся голову и поджавши руки, не делая ничего. А чтение духовных книг советую Вам не оставлять; ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания, и останется навсегда в памяти. А шахматная игра служит для потери времени, которое и без оной игры теряется у нас немало; лучше от нечего делать заняться от скуки фортепиано, для которого я иногда покупывал и духовные пьесы, и оными дарил девиц. И если бы был я в Москве, то и для Вас купил бы весьма хорошую и чувствительную пьесу: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный аз, трепещу страшнаго дне суднаго…» которою и наигрались бы Вы, и нарыдались в волю, а может быть и в страх Божий пришли бы от сего, которого якобы не имеете Вы.

Ноября 1859 г.

В день тезоименитства Вашего Господь помог мне совершить святую Литургию и молебен Великомученице, на оных и Вас всех воспомянуть. А после обида пред вечернею ходил я на кладбище, и там на гробе блаженной Е. А. отправил панихиду, ибо св. Апостол Павел советует воздавать всем должная, т. е. живым петь многа лета, а усопшим — вечная память. Так я и выполнил.

16. Лучше правды ничего нет

Прошу извинения, что за раз не ответил на вопрошения Ваши; ибо при безпрерывной болезни своей еще и безпрерывные посетители лишают меня свободы писать. А посему ответствую только ныне на первое вопрошение по поводу уклонения Вашего от подписи одобрения М. П., в чем Вы весьма добросовестно поступили. Но высказав эту справедливость, должно опасаться, чтоб не потерять дружбу их, и не подпасть мщению их. Впрочем лучше пострадать за истину радуяся, нежели мироволить и кривить душею своею из человекоугодия. Но вот искушения с Вами случаются другого рода, — что Вы иногда в дружеских беседах с своими родными, или знакомыми делаете себе свободу в шуточном тоне высказывать то, что бывает не только неприятно, но и обидно выслушивать. По поводу сему получил я недавно записочку от С. М, которую и решаюсь приложить при сем не для досады Вашей на нее (или на них) и прибавления упреков, но для удержания себя от празднословия, от которого невозможно избежать греха, как и святой Давид советует, говоря: чадо, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язык свой! А вместе с сим смиренно прошу простить мне, что осмелился написать Вам о сем.

Вы изъявляете скорбь свою о неплатеже оброчных денег крестьянами, о чем и я сердечно сожалею, но помочь этому горю — не знаю, чем. Но вот тяжкое горе, что самые лютые и непримиримые враги Поляки готовятся варварски истребить всех православных Россиан, против которых должно всем единодушно готовиться, и нам — к отражению, кто грудью, кто имением, а кто усердными молитвами, и просить и молить Господа Бога: заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, всех Твоею благодатию, и отврати от нас праведный Свой гнев.

10 Августа 1863 г.