Letters of St. Anthony, Elder of Optina

Do you want to know what kind of sacristy has been sent from you? Such that I am ashamed to wear it, because it is very good, and I am very bad. I admire your sewing myself; And whomever I show, everyone who knows the taste approves.

Your tender prayers before the Surety for your salvation under the protection of the Mother of God, and your warm tears, have finally softened my stony heart. If you have a strong urge to visit and see me unworthy, then may the Lord fulfill your good desire, and may this journey bless you. I am only sorry that this pleasant pleasure, that is, to see me, should be acquired by labor and travel expenses, for which you should spend a lot back and forth; And am I, mother, worth the expense? Judge for yourself!

Вы нередко сообщали мни о своих прискорбиях, о которых я всегда сожалел, и иногда даже считал их за собственные. Сообщу же и я Вам о постигшем меня искушении, а именно: Ноября 6 числа в Воскресенье, вечером в восемь часов, т. е. вскоре после нашего ужина, святотатцы, разломавши в теплой церкви железную решетку в окошке с наружной стороны, пролезли в храм, в коем похитили с чудотворного образа Корсунской Божией Матери сребропозлащенную с украшениями ризу, с местных образов сняли таковые же сребропозлащенные с украшениями венцы, с Св. Престола Евангелие и Крест, а с жертвенника — священные сосуды, всего фунтов 10 серебра. Имели намерение разломать свечной ящик и ризницу похитить, но были встревожены, ушли, оставив в церкви большую железную пешню. Ибо в то самое время какое-то непонятное мне было побуждение послать пономаря — в церковь засветить на ночь другую лампаду; и когда пономарь отпирал церковные двери, в то время хищники и выскочили из храма. А я, по неискусству пономаря, сильно до боязни был испуган неожиданным искушением, которое попустилось мне за грехи. Теперь от полиции продолжаются почти ежедневно спросы и разспросы; но похитители и похищенное доселе еще не открыты. Впрочем, печаль свою о сем возлагаю на Господа Бога и на заступление Святителя и Чудотворца Николая, который силен есть обнаружить татей, и похищенную святыню возвратить, или вместо оных кому либо известить иным заменить. Итак, возлюбленное чадо мое, не скорби о мне, но молись ко Господу Богу, чтоб мне и вверенной мне от Него обители устроил Он полезное. В надежде сей и остаюсь навсегда с сердечною любовию моею к Вам, и с желанием Вам здравия и спасения и утешения от Господа Бога, всегдашний богомолец Ваш, недостойный Игумен Антоний.

27 Ноября 1849 г.

251. Новолетие — новые надежды и ожидания

Боголюбивая и преподобная матерь!

Наступил Новый Год, и день Вашего Ангела, почему принудил себя писать к Вам, чтобы доказать Вам, что я постоянно помню о Вас, и ныне нарочито пишу, и усердно поздравляю Вас с наступившим Новым Годом, купно и со днем св. Ангела Вашего! Молю Господа Бога, чтобы текущий год сей соделал для Вас благоприятным летом по всему, т. е. чтобы и разстроенное здоровье Ваше поправилось, и спокойствие водворилось в душе Вашей, и радование духовное пребывало с Вами, т. е. чтобы долго Вам жить и ни о чем не тужить, но о всем всегда благодарить Бога!

Сердечно сожалею я о телесных недугованиях Ваших, которые, Бог даст, пройдут; ибо как мухи весною оживают и бурчат, так и Вам тогда полегчает. Также сожалел я и о бывших искушениях и о прискорбиях душевных с Вами, которые, тоже, как и осенние мухи, обезпокоивают и приводят иногда в нетерпение; но по пословице — за мухой не с обухом, т. е. не кулаком должно отмахиваться от них, но ограждать себя всякой раз крестом святым, и говорить: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня нетерпеливую!.. И они (т. е. скорби), как мухи, прочь отлетят от Вас.

Также немало сожалею я и о том, что желание Ваше не исполнилось, в разсуждении путешествия Вашего в св. обитель нашу. Что делать? При всяком неисполнении наших желаний должно ограждать себя терпением.

Мне в завтрешний день исполнится 45 лет, как я оставил на 21 м году скитскую жизнь, и думаю, что Вы тогда не родились еще на свет.

3 Января 1861 г.

252. У кого нестроения внутренние — тому и сахар несладок

Дражайшая и достопочтеннейшая благодетельница моя!

Спасайтеся о Господе!