Letters of St. Anthony, Elder of Optina

Читая Ваши письма, и видя в них описуемые Вами болезни телесные и страдания душевные, я премного боле сетовал о том сердцем моим, и молил Господа Бога об облегчении Вашем и исцелении от всех страданий. Между тем замечаю я из страданий Ваших то, что Вас Господь ведет к Небесному Царствию путем Святых, которые тоже в жизни сей страдали, и страданием своим и многими скорбями наконец достигли в Царствие Небесное; и теперь там упокоеваются душею своею. И Вы, добрая матушка, непременно там же будете веселиться во светлостях святых; одну только слабость свою подальше отбросьте от себя, ропотливость, от которой крест Христов легче не будет. Я и сам сильно страдаю; ибо почти совершенно остави мя сила моя, и несть исцеления в плоти моей; но стараюсь безропотно терпеть, поелику от нетерпения легче мне не будет. Приснослабый и недостойный Игумен Антоний.

9 июня 1856 г.

На счет пишемой Вами книжки не извольте Вы безпокоиться, что медленно пишется. Я никакого срока не определяю, ибо есть, что читать мне и без оной. А теперь и еще при письме сем написал я одну страничку, которую тоже потрудитесь переписать в книжку в конце всех статей; и простите, что я не умаляю, а прибавляю Вам трудов.

Преподобного Аммона.

Вопрос: Отче, аще кто во гресех состарется, не могий поститися, и бдети, и труд творити, и жестоко житие проходити, како может спастися?

Ответ: Имже образом спасеся мытарь, якоже рече пророк: смирихся, и спасе мя Господь. Жертва бо Богу дух сокрушен и смирен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Сим же путем может спастися и убогий, и больной, и престарелый, и ученый, и неученый.

От вопросов св. Афанасия Александрийскаго.

Прииде убо брат к старцу единому, рече ему: Отче, Господь рече во св. Евангелии: врази человеку домашнии его. Да кто суть врази таковии? Отвеща старец: 1е объядение, 2е опитие, 3е сребролюбие, 4е лихоимание, 5е высокоумие, 6е непокорство, 7е непослушание, 8е осуждение братий, 9е очи зазорливии, 10е язык велеречив, 11е сердце гневливо, 12е клевета и лжа, 13е дерзость и смех. Сии суть немилостивии врази человеку домашнии его.

Наставления св. Исаака Сирина.

Во всякое время думай о себе, что ты не знаешь ничего. Во всяком деле почитай себя скудным, чтобы учить, и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Куда бы ты не пришел, признавай себя странником, и избавишься вольности в обращении.

У людей почтенно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная.

Содержи всегда в уме тех, которые тягчайшие терпят скорби и озлобления, и будешь свои, ничего незначущия, малые скорби переносить со благодарением и с радостию.

256. Когда у духовного чада на сердце спокойно — тогда и старцу радостно