Letters of St. Anthony, Elder of Optina

Писания Ваши первые, за изображенную в них ропотливость Вашу на все, показались мне вместо горькой редьки; а потому и не благодарил Вас за такой неприятный сердцу моему гостинец. Но за то вторые Ваши писания были мне похожи, по вкусу и обонянию, на лучший липовый мед, которым усладили Вы мою душу и утешили, за что спасет Вас Господь Бог! Из сего Вы можете заключить, сколь велико есть благо-смирение иметь в духе и самоукорение, которые успокоивают как свою, так и ближнего душу, и возраждают внутренний мир, и любовное и почтительное чувствование. А посему всеусерднейше желаю, чтобы Бог мира и любви пребывал с Вами во вся дни! Прошу помолиться и о мне, чтоб чувствование любви не оскудевало во мне, всегдашнем богомольце Вашем и слуге. Многогрешный Игумен Антоний.

4 Марта 1852 г.

259. Причина уныния — в желании собственными силами бороть скорби

Из письмеца Вашего увидя, что Господь Бог избавил Вас от малодушия и от обуревания многих неприязненных искушений и внушений, разстроивших Вас почти до отчаяния, из глубины души благодарил я Господа Бога и Пречистую Его Матерь, избавивших Вас от великих бед и зол, и водворивших в душе Вашей сладчайший мир свой! Я прежде, не постигая настоящей причины Вашего безпокойства, думал что Вы, подобно мне, голодны, и ничем не довольны, а потому и сердитесь на всех и на все; но, наконец, усмотрел причину ту, что напал на Вас дух уныния и малодушия, а сразиться с ними собственными силами Вы не могли, а посему разкисли Вы и полегли. Но, слава Богу, хотя и поздно, но возстали и исправились, и успокоились в своем духе. А для переду, советую Вам прочитывать наставление у св. Отец: Нила Сорского, и в Добротолюбии у Кассияна Римл., и у Евагрия статьи об осьми помыслах, в коих увидите, как должно поступать во время уныния и печали. Ибо для сего св. Отцы и написали нам все, чтобы, во время душевной нужды нашей пользовались мы святым наставлением их.

После сего скажу Вам и о себе, что и я подобно Вам, то и дело охаю; но никто не облегчает меня от обдержащего меня страдания, а посему и говорю себе: по делом тебе вору мука, ибо живешь ты доселе как мирянин, без смирения и благоговения! В обитель свою из Вашей возвратился я хотя и благополучно, но после продолжительного вояжа, до сих пор не могу поправиться в силах — весь как избитый. Но в Д… у сестрицы не мог быть, поелику просрочили мы в пути, и старец отец Макарий поспешал возвратиться восвояси, чем может быть и сестрицу Вашу опечалили мы; да делать нечего, ибо я ныне по своей воле не живу, а что скажут старшие — то и делаю.

1 Ноября 1855 г.

260. «Без Бога, своими силами, и с мухами не сладим»

Усерднейше благодарю Вас за письмецо Ваше, в коем Вы описываете о своих болезнях, огорчениях….. что предает Вас весьма мрачным помыслам; хотя бы и вон из монастыря бежать. Таковые мысли хотя и мнятся быти правыми; но они от противного духа насеваются. Св. Макарий великий говорит, что иной и большие скорби претерпевает, но в молчании, и к таковым страдальцам благоволит Господь, а кто и от малой болезни или усталости охает, и смущается, и вопит, тех уподобляет Детям, которых, если прибаюкивают и помажут чем по губкам, то успокоиваются и улыбаются. Так и Вы, в духовном возрасте не более, как дитя. Конечно, в некоторых отношениях приятно быть дитятею; но в некоторых св. апостол Павел не одобряет сего, говоря: не дети бывайте умом!

В последнем письме своем описываете Вы о горьком и гордом помысле, о муке вечной, и противник представил, что Вы премудрее и справедливее Бога в своих суждениях! Видите, куда Он Вас поднял — выше облак! Таких помыслов со смиренными не бывает; а Вы страждете за превозношение свое и за многомыслие; ибо Вы привыкли разговаривать сами с собою, и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою, и молчанием в мысли своей. Что делать, всякому человеку дан свой крест, который и должен он безропотно несть; ибо и сии негодные помыслы должны служить уроком к нашему смирению, а не кичению; ибо мы без Бога, своими силами, и с мухами не сладим. Недостойный И. Антоний.

20 Марта 1856 г.

261. И муки вечные самим своим существованием благодетельны для человека

Спаси Вас Господи за любовь Вашу ко мне, убогому калеке! Вы пишете, что были утешены тем, что ожидал я прибытия Вашего, это действительно и было так; ибо сообщено было мне, что Вы после Пасхи отправитесь в обитель нашу; потому и ожидал я Вас целый месяц. А ныне нагрезилось мне, что Вы отправитесь к нам после дождичка в четверг, и посему снова Вас жду, и приготовил, для написания книжки, бумажки хорошенькой, и чернил красных сам сделаю для Вас, и буду Вас просить написать для меня молитвенную книжечку. Причем скажу Вам, что этим делом приличнее бы было самому мне заняться, но весьма многонемощен стал я, притом посетители почти безпрерывно бывают у меня и отвлекают от полезных занятий; есть в обители нашей писцы, которые лучше бы написали, но мне нежелательно, чтоб знали они о моем келейном упражнении, а от Вас не таю я себя, а посему и прошу; если вовсе Вы откажетесь, тогда, делать нечего, попрошу других.

Слыша о муках вечных, не смущайтесь Вы, ибо они весьма благодетельны для человека; когда бы их вовсе не было, тогда еще хуже и грешнее были бы мы. Ибо как отцы и матери удерживают детей от резвости прутом, так и Бог посредством адских мучений удерживает людей от злодеяний.

Не смущайтесь и о том, что стали Вы немощны, ленивы, нетерпеливы, и раздражительны, ибо чрез пороки это главный порок, т. е. гордыня может обезсиливаться; и воображайте то, что горделивым людям Бог противится, а на сердитых — в Малороссии навоз возят… впрочем, не оскорбитесь Вы на меня за сие, ибо что я ни пишу — от любви моей к Вам пишу, чтобы Вы чрез смирение свое спаслись и были в Царстве Небесном».