Letters of St. Anthony, Elder of Optina

Две книги: Венок на могилу Преосвященного Иннокентия и Афон, или Критические рассказы о нем г. Благовещенского, имел удовольствие получить исправно. Книги оные, по Вашему совету, я прочитал, а книгу об Афоне я прочитал с великим негодованием на сочинителя, который написал свои рассказы в духе Б. П., и из хорошего извлекает только нехорошее, и за это надо наименовать сочинителя не Благовещенским, а зловещенским. Справедливо Вы сделали замечание, что сочинитель этой книги не имеет в себе даров Святаго Духа. В Домашней Беседе, на странице 594-й сказано: «не христианская рука водила этим пером». Посему удивительно, что этот сочинитель по своей фамилии происходит из духовного звания, а в таком черном виде описал святое место. Я с своей стороны прибавлю то, что если не сатана, то кто нибудь из первых его чиновников, диктовал сочинителю писать так, а всего удивительные, что цензурою дозволено напечатать такую ругательную книгу, которую и другим давать читать совестно.

19 Сентября 1864 г.

Афон сияет истинным Богопочитанием и благочестием. Там земная воинствующая Церковь, и небесная, торжествующая благодатию Божиею. Там обитают истинные подвижники, земные ангелы и небесные человеки, работают Господу со страхом, по слову св. Давида, и радуются Ему с трепетом, и всем благочестивым людям подают своею жизнию назидательный пример. Одни только беси и нечестивые люди в Свете Христовом находят тьму, и в благочестивой жизни тамошних смиренных иноков видят личину и черноту, которых в самой вещи нет — и сообщают о том публике.

Посему и тамошние бедные иноки, посылаемые в Россию для испрошения милостыни ради Христа, обруганы за то, что они привозят с собою части Святых мощей и Животворящее Древо Спасителя, и, по желанию благочестивых людей, служат молебны и святят воду, и за это из России вывозят тысячи золотых полуимпериалов, которые ругатель Православия Благовещенский пересчитал. А о том, что иностранные музыканты, актеры и актрисы и отличные певицы приезжают в Россию, задают музыкальные вечера, разные представления и действительно вывозят многие тысячи из России, никто справедливой критики об этом не написал, кроме чрезвычайной похвалы, что они удивили своими талантами глупую публику. Но, к сожалению моему, эта книга об Афоне Б. П. понравилась, потому что написана в духе его, ибо и Б. П. о монашестве имеет суждение не лучше Благовещенского; ибо когда две родные его сестрицы оставили светскую жизнь и удалились в пустыню, то он горько плакал о них, как о погибших… а о том, что он более двадцати лет живет развратно ни разу не вздохнул и не прослезился, и брачную жизнь, Самим Богом благословенную, презрел, да и в Других оную не одобряет, чем он новому поколению дворян служит камнем претыкания; ибо юные, взирая на престарелого и весьма умного Б. П., могут так же жить, как и он, и живут, то есть, не знать ни в чем греха и все себе позволять…. Но, по моему мнению, следовало бы предать умного Б. П. церковной епитимии, то есть, запрятать его лет на семь в монастырь, чрез каковое средство он образумился бы и принес бы плоды покаяния. Впрочем, не посетуйте Вы на меня, что я осмелился о высокородных людях так писать, ибо писал наиболее от сердечного сожаления моего о будущей участи их.

28. Будем милостивы и снисходительны к обидящим нас

Два последних письмеца Ваши имел удовольствие получить исправно, за которые приношу Вам благодарность мою. Статью о сновидении Вашем и о собеседовании с Б. П. я прочитал с удовольствием. Скажу Вам — и я в то же время видел замечательный сон; будто какой-то страшный черный пес издали крепко лаял на меня, и ярился и хотел броситься на меня, чтобы угрызть и растерзать… И я от страха зараз проснулся и размышлял: кто бы этот человек был, помышляющий сделать мне зло? Но Вы в письме своем объяснили это недоумение мое! Конечно Б. П. хотя и высокороднейшая особа, но все он не выше святой Афонской горы! И о св. Афонской горе во всеуслышание низко пишут ругательную критику, а Б. П. человек не безгрешный. Заочно говорят о царях, о патриархах, об архиереях, о министрах, о губернаторах и о великих вельможах: овий — благ есть, т. е. добрый человек, а об иных говорят — ни, т. е. человек весь дурных правил, величавый, распутный и высоко о себе думающий, и прочее, и прочее…. И если Б. П. будет жаловаться на меня Святейшему Синоду, то мне этим никакого зла не сделает, ибо меня за него далее Сибири не пошлют, а себе он сделает лихо. Справедливо премудрый Соломон сказал: обличение нечестивому — раны ему!… Так и Б. П., как нечестивый, пятинедельную выдержал трясучку — ярясь в духе своем на Вас и на меня.

Святый Апостол Павел пишет: Братия, благотворения и общения не забывайте, таковыми бо жертвами благоугождается Бог. А посему и я советую Вам написать Б. П. письмо и поздравить его с новым годом, с пожеланием всех благ от Бога, и, вместе с сим, прибавить о том, что Вы ехали к нему с намерением попросить денег тысячу р. с., но раздражительная беседа остановила, а теперь-де повторяю Вам мою нижайшую просьбу о снабдении меня во одолжение 1000 р. с.; но, чтобы Вам не затруднять себя пересылкою, то я в Январе месяце лично явлюсь к Вам за принятием оных денег. Почему советую Вам, по прибытии в Москву, побывать у Б. П, и когда Б. П. даст Вам денег, поблагодаря его за оные, сделайте ему предложение и о том, чтобы он пожаловал Вам деньги, назначаемые им Вам в наследство по духовному завещанию, на которые Вы ему выстроите памятник как князю Пожарскому, или еще гораздо лучше оного, т. е. устроите в память его Богоугодное заведение для помещения и пропитания престарелых и заслуженных чиновников и бедных дворянок-старушек…

26 Декабря 1864 г.

29. Матерь Божия — заступница и прибежище наше

Приношу сердечную благодарность мою за благоприветливость Вашу ко мне, за искренность и за приятное писание Ваше. За все сие да помянет Вас Господь Бог во Царствии Своем, и да излиет на Вас милость свою в жизни сей и в будущей, и имиже весть судьбами да утешит Вас, и мучительный дух уныния да проженет от Вас. Очень болезненно мне видеть Вас мучимых унынием, и, если б можно, взял бы оное от Вас себе, чтобы Вы, благодетельница моя, были покойны и веселы в духе. Но когда мы столь немощны и слабы, что ни дать себе чего, ни отбросить от себя чего тяготеющего не можем, то вкупе помолимся Матери Божией и попросим: «Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая Виновнаго, печаль греховную потребляющего, и мир (спокойствие) подающего всяк ум преимущий». Усердно желаю, чтобы мир Божий и спокойствие души водворилось во внутренности Вашей молитвами Богородицы и всех Святых. А вместе с сим желанием поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам святых, в надежде коих и остаюсь навсегда с почтением моим к Вам и любовию о Господе, богомольцем Вашим. И. А.

30. Нет нужды заботиться о многих летах — нужно думать, как достойно прожить нынешний день

От всей души благодарю Вас за приписание и за искренность Вашу. Будьте здоровы и благодушны, в надежде на милосердие Божие, и на спасение души своей крепко уповайте: Царствие Небесное — Ваше будет! О будущей участи своей, или моей, не думайте много, ибо у Господа Бога для Вас милости много. Довлеет дневи злоба его, т. е. довольно с нас о настоящем дне позаботиться, чтобы провести его как бы получше, а не о будущих многих летах забивать себе голову. Молитесь Господу, чтобы даровал вам положить хранение устом, и не уклонил бы сердце ваше в словеса лукавствия, т. е. в мучительный разговор с самой собой. Молитесь еще, говоря: Господи и Владыко живота моего, дух уныния не даждь ми, и за молитвы Отца моего, возвесели душу мою радостию спасения Твоего!

Посылаю Вам для прочтения книгу св. Златоустого. Первый лист в первой беседе его, это как бы я к Вашему сердцу говорил! Простите и не забывайте помнить помнящего Вас богомольца вашего А.

31. Все наши духовные нестроения — от того, что мы слишком высокого мнения о себе, от того, что превыше разговора с Господом ставим собственные помыслы