Letters of St. Anthony, Elder of Optina

При сем, по расположению и по доверию Вашему к словам моим, за нужное поставил сказать Вам и сие: есть некоторые новобрачные (от чего да сохранит Вас Господь), которые или от мнимого благоговения, или от крайнего неведения, Богом благословенное таинство брака порицают, называя его скверным, гнусным, проклятым и противным Богу, и всеми мирами стараются избегать супружеского общения, притворяя себе и то и се, и ложные недуги, чтобы не быть вкупе… Все таковые новобрачные смертно согрешают пред Богом, ибо, по слову св. Апостола Павла, брак есть честен, и ложе его есть нескверно; который брак благословен есть человеку Самим Богом чадородия ради. Ибо ежели бы не было брака, не было бы на свете сем ни меня, ни Вас, ибо мы с Вами плод благословенного Богом брака. Если бы не было брака, не было бы на свете сем ни моих, ни Ваших дражайших родителей, ни любезнейших сестриц, ни братцев, ибо все они были плод благословенного Богом брака. Все сие пишу к Вам не потому, чтобы Вы так дурно о благословенном браке мыслили, но чтобы, помилуй Вас Бог, никогда так не мыслили. А посему со смирением и с детскою покорностию предайте себя всецело в волю Божию, и если Он по времени благословит Вас быть материю, то благословен Бог! В этом-то только и спасение Ваше будет и радость, по слову св. апостола Павла: жена чадородия ради спасется. Наконец, скажу Вам о том, что не брак, а прелюбодеяние должны считать и гнусным, и скверным, и проклятым, и противным делом Богу и Ангелам Его, и благочестивым людям, коего, т. е. прелюбодеяния, должно гнушаться, как превеликою мерзостию всем человеком, и лучше согласиться стократно умереть, нежели осквернить себя столь гнусным пороком, и прогневать Бога, и лишиться Небесного Царствия Его. А посему всем нам, и мужчинам и женщинам, должно при собраниях избегать амуров, любодейных взглядов, двухсмысленных слов, безчинных телодвижений и слишком нескромных нарядов, но во всем придерживаться скромности и христианского благоприличия, чего и Вам душевно желаю.

За сим как Вам, так и дражайшему супругу Вашему и матушке Вашей свидетельствую мое истинное высокое почитание, и навсегда остаюсь благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугой недостойный Игумен Антоний.

18 Июля.

38. Предайтесь со смирением на волю Господа, ибо Он управляет всем

Благодарю Вас за откровенность Вашу, по которой можно прямее видеть состояние страждущей души Вашей. Что делать! Хотя и сильно тяготит душу Вашу разлука с дражайшею родительницею Вашею и с любезною сестрицею, о чем и я болею сердцем моим о Вас, но утешаюсь тем, что теперешние слезы Ваши впоследствии времени будут виновны многой радости: Вам и утешению от Господа, по писанному: сеющии слезами радостию пожнут. И Вы справедливо заметили, что после горестных дней настанут отрадные, как обыкновенно после ненастных и дождливых дней утешает нас ведрушко и красные дни; что самое и с Вами будет, и все тогда горе, как с гуся вода, сбежит, сему верьте без сомнения. При том очень утешаюсь я любовию Вашею и привязанностию к дражайшей родительнице, которую, по заповеди Божией, и должно чтить и любить. Но если кто отца или матерь свою любит страстно, т. е. до «обоготворения, или любит их еще гораздо более, чем Бога, таковым любителям Сам Христос Спаситель наш говорит: иже любит отца своего и матерь паче Мене, несть Мене достоин.» Посему, по крайней мере, будем любить Бога столько, сколько любим родителей своих. На примере: проснувшись, — первая мысль наша должна быть о Боге, и первое наше слово к Богу, потом воображать о Нем многократно (как Вы вспоминаете о матушке), до чаю, и за чаем, и до стола, и в столе, и после до вечера и до ночи; каковое воображение больше утишит и успокоит Вас, нежели воображение о матушке, по писанному: помянух Бога, и возвеселихся. Что же касается до мысли Вашей удалиться от супруга к матушке, удалением таковым Вы обезславите себя, и заставите дурных людей дурное мыслить о Вас и говорить, что Вы удалились-де по дурным связям с тем-то и с тем, что самое огорчит и всех Ваших родных, а посему и бойтесь думать так, особенно исполнить то. Что же касается до молитвы Вашей, чтобы Божия Матерь освободила Вас от уз супружеских: то таковая молитва Ваша самая богопротивная, которой Вам должно страшиться как нечаянной смерти. Прошу Вас и молю, как возлюбленное о Господе чадо мое духовное, оставьте вей таковые тревожные мысли свои, и с детскою покорностию предайте себя с смирением в волю Божию, Который прежде прошения Вашего весть, что Вам полезно; а потому ничто и никто Ваше сердце не успокоит, кроме совершенной преданности Вашей в волю Божию. Смиренно взывайте к Нему: «Отче наш, да будет воля Твоя святая во мне грешной! Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» А также и за будущее не страшитеся; ибо если Господь благословит быть Вам материю: то в то время, по слову Господню, забывается скорбь за радость, яко человек родися в мир. Вот все, что Господь внушил мне, сообщил Вам, и когда Вы совет сей с любовию и готовностию выполнять будете, то не укоснит Господь успокоить Вас и утишить Вашу душу радостию спасения; чего от всей души богомольчески Вам желаю.

24 Августа.

39. Болящему должно молиться о выздоровлении, чтобы употребить затем силы на пользу Церкви Божией

Многократно прочитывая Ваше письмо и видя из него, что Вы чувствуете себя против прежнего покойнее, веселее и довольнее жребием своим, я сердечно порадовался и благодарил Господа Бога, удивившего над Вами свою милость, и молил Его благость, чтоб и впредь радостию спасения веселил Он Ваше воображение и успокоил душу. Но, получа уведомление, что Вы паки сильно разболелись и лечитесь ныне, сердечно болезную, и молю Господа Бога, чтобы Он, по велицей милости Своей и по множеству щедрот Своих, паки возставил здравие Ваше ко утешению нежнолюбящей матушки, супруга и всех родных и знаемых, в том числе и меня, недостойного богомольца Вашего. Будем мы с Вами вкупе молиться ко Господу Богу, и из глубины души взывать к Нему: "Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене, в онь же аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое, в онь же аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости мои яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей…" — и прочие стихи читайте до конца 101 псалма Давидова. И так, возлюбленное чадо, возверзи печаль свою на Господа Бога, без воли Коего ничтоже с нами бысть, еже бысть. Есть много людей и здоровых, которые ни в чем себе греха не знают, ни в чем дурном себе не отказывают; таковые, по мнению моему, не точию сожалительнее самого разслабленного калеки, но всякий беззаконник хуже даже смердящаго мертвеца, которым и здоровье без дел добрых на осуждение будет от Бога. А Ваше теперешнее болезненное воздыхание не утаится от Него, Небесного нашего Отца, и теперешняя Ваша маленькая слезная капелька, от сокрушенного сердца произшедшая, столько же будет приятна Богу, как многоценное миро Евангельской жены. Посему, возлюбленное чадо, предай себя, свою душу и весь живот свой Христу Богу, Пречистой Его Матери, и св. Ангелу Хранителю. И когда благоволит Господь возвратить Вам здравие, то употребите оное на поправление своей нравственности, чтобы быть Вам смиренной в духе своем и боголюбивой, чтобы, взирая на Вас, не одни люди, но Ангели Божии радовались и славили Бога. А когда Господу угодно преселить Вас из здешней жизни в будущую, то о сем не печальтесь; ибо за временное страдание Ваше Господь Бог успокоит кроткую душу Вашу со святыми в Царствии Небесном, где более не будете чувствовать ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но всегдашнюю радость и утешение безконечное. Я, при посещении Вашем, не заметил в Вас опасной болезни: но должно быть разстроилось Ваше здоровье от безпрерывного лечения, чрез которое иногда малоискусный врач и здорового человека свалит с ног, что можно видеть над…… которая от многого лечения и шептышком едва может ныне говорить, о чем жалею я об ней, а более об Вас, ибо Вам должно бы жить еще на свете по крайней мере лет 50; впрочем я попрошу великого Чудотворца Николая, чтобы Он выпросил Вам у Бога долготу лет. С сею надеждою и остаюсь к вам и к любезнейшему супругу Вашему с истинным высокопочитанием моим, любовию о Господе, и с сердечным желанием моим долголетнего Вам здравия и благоденствия, благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим послушником немощный и недостойный И. Антоний.

4 Декабря.

40. И праведникам Господь посылает скорби, — тем паче нам, грешным следует быть терпеливыми

Читая Ваши писания, и видя из них о Вашем единодушии с дражайшим другом своим, и взаимной друг к другу любви, я сердечно порадовался тому, и благодарил Господа Бога, увенчавшего Вас сею богатою милостию Своею, т. е. единомыслием и любовию; ибо весьма справедливо сказано, что когда у мужа с женою лад, то не нужен им будет и клад. О упоминаемом Вами скорбном лице соболезную сердцем своим и я, и молю Господа Бога о помощи и заступлении. Что делать? Богом так определено, чтобы каждый человек имел в жизни сей какой либо крест, т. е. прискорбие душевное, который должен он благодушно несть; ибо от малодушия и нетерпения никакой пользы нет. И когда многи скорби и праведным людям в жизни сей случались, то мы, люди не безгрешные, кольми паче все должны терпеть. Но вот что св. Давид говорит: «что если бы враг поносил мне, то претерпел бы я, а то поносят мне друзи мои и искреннии мои и сродницы мои, которые прямо мне приближишася и сташа, и в лице поносят мне; а некоторые ближние мои отдалече мене сташа, и ищут злая мне, и почти каждый день глаголют о мне суетная и ложная, так что я из терпения выхожу, не зная, где укрыться от них; а посему не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи Боже спасения моего!" Из чего должно заключать, что скорби от ближних и своих не то, что от сторонних людей, не в пример чувствительнее и больнее для сердца нашего бывают. Но как бы они огорчительнее ни были, все должно не только претерпевать, но еще, по слову Христа Спасителя, и любить враждующих, и молить Бога о исправлении их. И так прошу Вас передать лицу оному, что если оно хочет быть учеником Христовым, то чтобы на сварливых других само взаимно не сварлилось, но молилось Богу, говоря: «ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче, и удержи сердце их от раздражительности, и язык их от злоречия, и не попусти, чтобы и мною обладала нетерпеливость; ибо вей есьмы в бедах, а посему помилуй нас Боже, по велицей милости Твоей!».

Вместе с Вашим письмецом в один день получил я письмецо и от Вашей любезнейшей сестрицы…., у которой тоже случилось горе, т. е. судьи решили дело не в пользу супруга, и он отправился в Москву подавать жалобу свою на них в Сенат. Истинно все мы живем в юдоли плачевной, не столько чувствуем радости, сколько печали, и все это устроил тако Бог того ради, дабы пробудить нас от безпечности, а иначе спали бы мы во грехах без пробуждения.

16 Ноября 1854 г.

41. Все в руках Божиих, поэтому нет нужды печься о том, что должно произойти через полгода или год