My Life in Christ

824. Помысл самохвальства, самоуслаждения пришел, говори: ничтоже есмь; все благое во мне соделовает благодать Божия. Что имаши, егоже неси приял? [1 Кор. 4, 7] Без Мене не можете творить ничесоже [Иоан. 15, 5]. Если пришел помысл гнушения каким-либо членом ближнего или своим, — говори: весь человек есть прекрасное дело рук Божиих; все в нем устроено добро зело. Се вся добра зело [Быт. 1, 31].

825. Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя [Кол. 3, 1, 2], а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет [акаф. Иис. Сладч., конд. 8]. В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам [Иоан. 14, 2]. Наше житие на небесах есть [Филип. 3, 20]. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное [Мф. 5, 3, 20]. Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие [Лк. 18, 16]. Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны — Тело и Кровь? Эта цель дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему.

826. Гордость — демон; злоба — тот же демон; зависть — тот же демон; мерзость блудная — тот же демон; насильная хула — тот же демон; насильное сомнение в истине — демон; уныние — демон; различные страсти, а действует во всех один сатана; различные страсти, а вместе — лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно, один дух с сатаною. Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению диавола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания, как страдания за имя Христово, и радуйся в страданиях своих, благодаря Бога; ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа! Аминь. Противься диаволу неотложно.

827. Не огорчайся на людей, выражающих свою гордость и спесь или злобу, изнеженность и нетерпенье в отношении к тебе или другим, но, вспомнив, что и сам ты подвержен тем же и большим грехам и страстям, помолись за них и кротко обойдись с ними. Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите (оскорбил ли кто тебя, тяжело ли тебе, — снеси это), и тако исполните закон Христов [Гал. 6, 1, 2].

828. Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поколику она жива, прочна ли ее жизнь, и если благополучна здешняя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, — например, верою, — есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, — делами добрыми, кротостью, смирением, незлобием, правдолюбием и честностью, воздержанием, целомудрием, терпением, покорностью, трудолюбием и проч.? В противном случае вся работа твоя суетна: душа много делает, может быть, достойных удивления вещей, но сама погибнет. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит [Мф. 17, 26] ?

829. День есть символ скоротечности земной жизни: наступает утро, потом день, затем вечер, и с наступлением ночи и день весь прошел. Так и жизнь пройдет. Сначала младенчество, как раннее утро, потом отрочество и мужество, как полный рассвет и полдень, и затем старость, как вечер, если Бог даст, а затем — неизбежно смерть.

830. Человек где ни бывает, но потом все домой возвращается. Так и христианин, кто бы он ни был, знатный или простой, богатый или бедный, ученый или невежда, где бы ни был, какую бы должность ни занимал в обществе, что бы ни делал, должен помнить, что он не дома, а в странствии, в пути, и должен домой возвратиться — к отцу, к матери, к старшим братьям и сестрам; а дом этот — небо, отец — Бог, мать — Пречистая Богородица, старшие братия и сестры — Ангелы и св. Божии человеки; что все земные обязанности, дела, суть поделия, а настоящее дело — спасение души, исполнение заповедей Христовых, очищение сердца.

831. Как любить Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостью, всем помышлением? Всем сердцем, т. е. безраздельно, не двоясь между любовью к Богу и любовью к миру и вообще к твари; если, например, молишься, — молись не с раздвоенным сердцем, не развлекайся суетными помыслами, житейскими пристрастиями, будь весь в Боге, в любви Его, всею душою, то есть не одною какою силою души, не одним умом, без участия сердца и воли, — всею крепостью, а не в полсилы или слегка; когда предстоит исполнить какую-либо заповедь, исполняй ее всеусердно, до поту и крови и положения жизни, если потребуется, а не лениво и вяло или неохотно.

832. Как превратен сей свет! Тут веселье, музыка, — здесь заупокойные молитвы, пение, плач о умершем; здесь богатство, роскошь, великолепие — тут голая бедность, недостаток во всем, в приличной и достаточно согревающей одежде, теснота, отвратительная грязь, сырость. Здесь цветущее здоровье, избыток сил, — тут болезни, дряхлость, изнеможение; здесь просвещение, многознание, — тут невежество, мрак; или: здесь со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие, и в этом соединении прекрасная и приятная гармония, красота духовная; здесь же светское просвещение и при нем безверие, безнравственность — это духовное безобразие, дисгармония, диссонанс, раздирающий душу; здесь успех во всех предприятиях, — тут безуспешность; здесь все легко достается: и деньги и вес в обществе, почести, отличия, — тут — изо всех сил бейся и ничего не достигнешь или только при огромных усилиях достигнешь немногого. Кто разрешит это видимое противоречие? Один Бог. Мы можем только гадать.

833. Дерзкий к человеку дерзок бывает и к Богу, каковы многие из нас. Уважай в человеке величественный, бесценный образ Божий и долготерпи погрешностям и заблуждениям человека падшего, да и твоим Господь потерпит, — потому что враг Бога и рода человеческого, не в состоянии будучи излить злобы своей на Бога, усиливается излить ее на образ Его — на человека, равно как все свои нечистоты, свою тьму, свою гордыню, зависть и проч. выместить на нем. Уважай же человека, спасай его; береги и себя, не раздражайся, не озлобляйся, не завидуй, не обижай, не лги, не любодействуй, не кради и проч.

834. Душа наша проста, как мысль, и быстра как мысль и как молния. Во мгновение она может быть уязвлена грехом, прилепиться к тленным вещам; во мгновение может отпасть от любви Божией и ближнего, от единого помысла неправедного, от единого пожелания страстного, от помысла неприязненного, и потому мы должны быть непрестанно на страже своего сердца, да не уклонится в словеса или помышления лукавства, но да пребывает всегда в простоте и чистоте Божией, в любви Бога и ближнего.

835. Лучшие на земле минуты — это те, в которые мы горняя мудрствуем, вообще, когда познаем или защищаем истину, эту небесную жительницу, гражданку. Тогда только мы истинно живем. Значит, существенные выгоды душевные требуют того, чтобы мы наичаще возносились превыше земли, гор, на небо — где истинная жизнь наша, истинное отечество наше, ему же не будет конца.

836.