My Life in Christ
939. Молясь Богу, надо всегда представлять себе Его бесконечное величие, поклонение Ему тысячей тысяч и тьмы тем Ангелов небесных и святых, также Его вездесущие и всеведение, Его бесконечную благость, правду и святость. Когда называешь в молитве Пресвятую Деву Богородицу Пресвятою, Пречистою, Пренепорочною, Преблагою, то представляй, что самое существо Ее есть святость вечная, непоколебимая, неизменная, невообразимая, неудобозримая и ангельскима очима [акаф. Пресв. Богор.]. То же и о всех Ангелах и святых помышляй, т. е. что существо их святость и благость, по благодати Иисуса Христа. Всегда считай за великое счастье беседовать в молитве с Господом или с Пречистою Госпожою Богородицею, или с Ангелами, или со святыми человеками, и с радостью, да и с трепетом благоговения молись Им всегда, памятуя, с Кем ты беседуешь, нечистый и ничтожный червь.
940. Яко Твое есть Царство и сила и слава, а не наша. Мы сами хотели бы царствовать со своими страстями, т. е. поставить все на своем: на свою бы силу, а не на Твою надеялись, своей бы искали славы, а не Твоей; но это желание в нас бесовское. Мы должны все покорить Твоей воле, искать во всех делах Твоей силы и делать все для Твоей славы. Вся во славу Божию творите [1 Кор. 10, 31].
941. С крестом, все равно как и в крестном знамении, Господь Иисус Христос, как живой и животворящий, всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя. Слава о сем Господу нашему, всегда с нами сущему! Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь [Мф. 28, 20].
942. Причастники Божественных Таин! познайте, как вы преискренне приобщаетесь Господу, если достойно причащаетесь. Какое дерзновение вы имеете к Господу и Богородице! Какую чистоту должны иметь! Какую кротость, смирение, незлобие! Какое беспристрастие к земному! Какое горячее желание небесных, чистейших, вечных наслаждений!
943. Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на кресте твои грехи пригвождены. Когда падаешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: Господи! грехи наши на кресте пригвоздивый, пригвозди ко кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей милости Твоей [Пс. 50, 3], — и твой грех очистится. Аминь.
944. Всевозможные грехи и страсти готовы ворваться в душу и усиливаются ворваться в нее каждую минуту. Но мужественно и недремлемо борись с ними до последнего издыхания, считая их за мечту воображения, за мечту духов злобы.
945. В близости к тебе Господа будь так уверен, чтобы тебе чувствовать, что ты, молясь Богу, касаешься Его не только мыслию и сердцем, но и устами и языком. Близ ти глагол во устех твоих и в сердце твоем [Рим. 10, 8], т. е. Бог.
946. Следующее убеждение да будет всегда присуще твоему сердцу: все мы — люди — едино (братия), и для всех нас все — Бог, всеблагой, всемогущий, неоскудевающий Источник; но и во всех также может действовать и действует диавол, враг рода человеческого, коего зло, производимое в людях, надо побеждать добром, терпением, кротостью, снисхождением.
947. Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается.
948. Если согрешишь в чем пред Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех.
949. Согрешил ли я — Господь очищение мое; уныл ли, мрачен после греха, от оскорблений врага — Господь уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, славя Тебе! (Сый, т. е. Сущий)
950. Дух Святый, подобно воздуху, все наполняет и все проникает: везде сый и вся исполняяй. Кто усердно молится, тот привлекает в себя Духа святого и молится Духом Святым.
951. Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их [Мф. 18, 20]. Отчего преимущественно двум или трем обещается соприсутствие Божие? Оттого, что там, где двое или трое собрались во имя Христово, — Церковь, единение веры и любви, там взаимная любовь. О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою [Иоан. 13, 35].
952. Душе истины, т. е. всего мыслимого истинно. Все мысли истинные — дыхание Духа Святого. Истина так проста, легка и удобна и животворна для человека, как мысль, как дыхание.