My Life in Christ

960. Все земное, материальное, когда прилепляется к нему сердце, есть смятение, скорбь, теснота, смерть для нашей души; и само по себе и в себе есть тлен и прах и дым — самое тело наше. Едино есть на потребу для нашей души — это правда, святость, истина, любовь, милосердие, кротость, незлобие, мир, свобода духовная или благодать Божия в сердце. Эти сокровища животворны для всего существа нашего, вечны. Их-то постараемся всеми силами обрести и, обретши, хранить в себе, умножать и укреплять, ибо по греховности нашей все доброе скоро как бы испаряется.

961. Господи! даждь мне всегда сердце кроткое, взор ясный, прямой, кроткий. Буди! — Слава, Господи, изменению, соделанному во мне десницею Твоею, благодарю Тебя, яко отъял еси от мене терние жгучее страстей моих и тесноту мою, и срамоту мою, и немощь мою, даровал же еси мне мир, тишину, свободу, силу, дерзновение. Утверди же, еже соделал еси во мне. Слава силе веры, силе молитвы: вся бо, елика прошу у Тебе в молитве верующе, приемлю по слову Твоему [Мрк. 11, 24]. Благодарю Тебя, Господи, яко от мертвых мя толикократно восставляеши [2 Кор. 1, 9], и смертное, греховное царство во мне разрушаеши.

962. Христианин должен горняя мудрствовать, идеже Христос, и не прилепляться к тленным благам мира: это дело язычников. А между тем, мы страстны ко всем земным наслаждениям и вещам. Мы извратили свою жизнь, удалившись от примера Господа, Апостолов, мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых; они были не от мира сего, а мы от мира сего, мы проводим какую-то своеобразную, а не христианскую жизнь. Зависть, гордость, осуждение, вражда, ненависть, злоба, неправда, нечистота плотская не изгнаны из наших сердец, но крепко и широко уживаются в них.

963. Ни на одно мгновение своей воли не исполняй, а — волю Божию, которая есть любовь ко всем, — и ко врагам, — и святость наша. Наша же воля есть грех многообразный, самолюбие (а не боголюбие), злоба, ненависть, гордость, зависть, жадность, сластолюбие, объедение, пьянство, татьба, сребролюбие, блуд, лукавство, леность, жестокосердие и бесчувствие к страданиям ближнего, злорадство о его неблагополучии, злопамятство, ропот, хула, кощунство.

964. Велики эти слова: даждь нам единем сердцем и единеми усты славити и воспевати Пречестное и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа [возгл. на лит.]. О, если бы так было всегда и не были бы сердца врозь, не говоря уже с людьми, но и с самими собою!

965. Если кого я презираю, ненавижу, то значит себя беззаконно возвышаю, беззаконно люблю, т. е. по плоти. Непрестанно льстит нам сердце наше, тайно нас возвышая, а ближних уничижая. Но надо непрестанно зреть свои бесчисленные грехи, чтобы осуждать себя, как духовного мертвеца. Тогда не будем иметь времени замечать чужие погрешности и осуждать за них ближних или презирать их, тогда будем уважать их, ибо найдем, что они несравненно нас лучше во многом.

966. Поистине храм есть земное небо, ибо где престол Божий, где страшные Тайны совершаются, где Ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями.

967. Пост — хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, т. е. того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

968. Все тела природы тяготеют к центру земли, а все души человеческие естественно стремятся к своему духовному центру или первообразу — Богу: только грех извратил и извращает это естественное направление. Огонь и дым тяготеют к сродным им стихиям.

969. Ваша душа ищет истинной жизни, сродной себе пищи, пищи уму — истины, сердцу — покоя и блаженства, воле — нормального направления или законности. Ходите в церковь: она всем этим обладает преизобильно. Она столп и утверждение истины [1 Тим. 3, 15], потому что в ней слово Божие, показующее начало всех вещей, начало человеческого рода, сотворение человека по образу и подобию Божию, падение его, восстановление его чрез Спасителя человеков, средства ко спасению, веру, надежду и любовь. Она доставляет нам покой и блаженство чрез свое Богослужение и особенно таинства, она взывает: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28]; она научает нас истинному пути, которому должна неуклонно следовать наша воля и который приведет нас к вечной жизни: это путь заповедей Божиих.

970. Мне Господь дал величайшее, неотъемлемое богатство — образ и подобие Свое, дал мне Себя Самого, как сказано: дал еси достояние боящимся Тебе, Господи! [прок. на веч. (Пс. 60, 6)] Какое после этого земное богатство мне нужно? Какая честь? Нет чести выше, как быть христианином и членом Христовым, чадом Божиим во Христе. Нет никого богаче того человека, который носит в сердце Своем всегда Христа и благодать Его. Что ми есть на небеси, и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя Боже во век [Пс. 72, 25, 26]. А мы жадничаем, собираем, скупимся, гордимся, завидуем. Какое заблуждение, бессмыслие! Человек! будь богат Богом: все приходит тебе от Бога.

971. Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа Святого: Бог наш есть огнь поядаяй [Евр. 12, 29]; видя и обоняя фимиам благоуханный, востекай мыслию к духовному благоуханию Духа Святого, благоухание есмы Богови [2 Кор. 2, 15], равно по противоположности — к духовному смраду, который есть грех, и старайся исполняться огнем Святого Духа и прогонять сердечную холодность, которая от диавола, от плоти и от мира приходит, и благоухай пред Богом благоуханием благодетелей: кротости, незлобия, смирения, послушания, воздержания, целомудрия, терпения и проч. Удаляйся зловония страстей, злобы, зависти, гордости, непослушания, невоздержания, блуда и проч.

972. Голос церковных чтений, песней, молитв и молений — это голос душ наших, излившийся от сознания и чувства наших духовных нужд и потребностей; это голос всего человечества, сознающего и чувствующего свою бедность, свое окаянство, свою греховность, нужду в Спасителе, нужду в благодарении и славословии за благодеяния бесчисленные и совершенства Божии бесконечные. Чудны эти молитвы и песни; они дыхание Духа Святого!

973. Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным! Возложите имя Мое на сыны Израилевы: и Аз, Господь, благословлю я (их) [Числ. 6, 27].