My Life in Christ

1154. Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе [Мф. 25, 40]. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением [Рим. 12, 8]. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах [1 Пет. 1, 4]; для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших.

1155. Слова молитвы подобны дождю или снегу, если выговариваются с верою и сочувствием: в каждом из них заключается своя сила и свой плод. Дождевые капли или снежинки, падающие непрерывно нитью или хлопьями, поят землю, и она прозябает и приносит плод; так слова молитвы — этот дождь душевный — каждое в отдельности, напояяют душу, и она прозябает плоды добродетелей, содействуюшу Святому Духу, особенно если еще есть слезный дождь.

1156. Милостыня человеческая подозрительна: боится, как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много. Милость же Господня не такова: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его [Пс. 144, 9]; имущему, говорит Господь, дано будет, и преизбудет, от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него [Мф. 25, 29].

1157. Не твори на молитве угодия ленивой плоти, — не торопись: плоть, скучая и тяготясь святым делом, поспешает скорее к концу, чтобы успокоиться или заняться делами плотскими, житейскими.

1158. Простота да сопутствует тебе везде; особенно будь прост в вере, надежде и любви, ибо Бог — простое Существо, Единица приснопоклоняемая, и наша душа проста. Простоте нашей души препятствует плоть тогда, когда мы угождаем ей, когда, напр., сладко и вообще приятно и много кушаем и пьем, курим, веселимся, вообще когда угодное ей делаем, ибо тогда она берет перевес над духом.

1159. Как резко различаются в нас, с одной стороны — дух благий, дух мира, спокойствия, радости, света, дух животворящий, с другой — дух злой, дух тесноты, томления, уныния, мрака, дух, убивающий душу нашу. Первый — Дух Божий, Коим живем, дышим духовно, двигаемся и существуем; второй — дух злой, сатана.

1160. Бог-Любовь неизменяем, и мы должны быть неизменны в любви: любы николиже отпадает [1 Кор. 13, 8]. Нелюбовь же, ненависть или только равнодушие и пренебрежение — от диавола.

1161. Каждое слово Владыки есть бытие духовное или вещественное, потому что он — Сый и Зиждитель. Владыка Господь Бог всемогущ, потому что Он бесконечный Дух, беспредельная Сила и Премудрость; а каждая мысль Его есть или может быть, по Его воле, тотчас делом, жизнью.

1162. Злополучен, кто любит чрез меру удобства в жизни и обставил себя всевозможными удобствами: он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению; между тем жизнь христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобств и великого терпения. Итак, не ищи, подвижник, со всеми удобствами жилища и обстановки и не полюби удобств мира сего, а возлюби Христа-Крестоносца. Терпи неудобства, привыкай к неудобствам. Навыкох, в нихже есм, доволен быти, говорит Апостол [Филип. 4, 11]. Злополучен, кто любит украшения и ищет украшений для тела своего: он не будет прилагать должного старания об украшении души своей верою, любовью, кротостью, смирением, правдою, терпением: особенно злополучен тот, кто ищет украшения почестей: он сделает из себя постыдный кумир и, как Навуходоносор, будет надмеваться пред не имеющими его почестей и требовать себе поклонения. (Не во украшении лепотном [1 Тим. 2, 9]). Даже и мы, мужчины, стали как женщины: домогаемся украшений и, как идолов каких, украшаем сами себя, а во внутреннем благообразии мало помышляем, даже совсем забросили внутреннюю храмину, или скинию души своей. Злополучен, кто любит поспешность: он сделает множество претыканий, он встретит тысячи неприятностей и внутренних теснот из-за своей поспешности и будет иметь частые поводы к раздражительности. Злополучен, кто пристрастен к пище и питию, ревнует о насыщении и наслаждении: он на деле увидит, когда приступит работать Господу, что пища и питие, если мы прилагаем к ним сердце, есть обуза тела, скорбь и крушение духа и что человек весьма, весьма немногим и простым брашном может быть насыщен.

1163. Душа человеческая проста, как дух; поэтому и в любви должна быть проста, т. е. должна любить Бога, как Виновника своего, от Которого изошла, и человека, как самого себя, подобная подобною, — к вещам же мира сего прилепляться никак не должна ни на минуту, ибо они не сродны ей, и вот, по причине несродства их с нашею душою, так болезненно ощущает себя душа, когда прилепляется к ним.

1164. Каждое слово Священного Писания, каждое слово Божественной литургии, утрени и вечерни, каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению Честного и Животворящего Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель — Бог, и Словом от небытия в бытие все приведено.

1165.