My Life in Christ

1259. Когда чуждый, гордый, злой дух будет наводить на тебя смущение перед чтением и во время чтения молитв Господу Богу или Божией Матери, представь тогда живо, что все предстоящие суть дети Отца Небесного, всемогущего, безначального, бесконечного, всеблагого, и что Господь — Отец их, и смело, мирно, радостно, свободно молись Ему, от лица всех, не боясь ни насмешек, ни презрения, ни злобы людей мира сего. Не будь лукав, стыдясь лиц человеческих; не сомневайся искренно помолиться Отцу Небесному, особенно молитву Господню читай с благоговением, мирно, не торопясь; вообще все молитвы читай спокойно, ровно, с благоговением, зная, пред Кем их говоришь.

1260. Сколько христиан, которые говорят: верую в Бога, а делом не веруют? Сколько уст немеют, когда нужно защитить в обществе славу Божию и святых Его, на которую наносят хулу сыны века сего — и немеют пред ними? Иные молчат, когда нужно поддержать разговор о Боге, или когда нужно остановить какое-либо бесчиние, дерзость. Многие говорят: верую в Бога, а случись беда, напасть, искушение, малодушествуют, унывают, иногда ропщут, и куда девается вся вера? Тут бы надо показать преданность воле Божией, сказать: якоже Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено [Иов. 1, 21]. А то, видно, они веруют в Бога только в счастье, а в несчастии отвергают Его.

1261. Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь (говорится о исповеди). Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть и ныть и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей. Священник — врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновнею доверчивостью: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, — за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят и раздражаются и нельзя к ним приложить никакого врачевства.

1262. Небо и земля, созданные Господом и Им существующие, действующие и движущиеся, вразумите меня, меня, который бываю один дух с Господом! О чем мне печалиться, когда я бываю и могу быть всегда одним духом с Господом? Всю печаль мою возверзу на Него. Небо и земля несколько тысяч лет существуют Господом, Его силою и законами, тогда как они бездушное, косное, недейственное, немощное вещество. А травка, а цветы полевые, а деревья, а птички, рыбки и проч.? Как все это учит нас совершенно полагаться на Промысл Божий!

1263. Не презирай ни единого человека, никакого бедняка, но с полным уважением и благорасположением относись ко всякому человеку благонамеренному, особенно к бедным, как к достойным сожаления членам нашим, или паче членам Христовым, в противном случае жестоко уязвишь душу свою. О, как, казалось бы, легко жить в простоте, любви, и как трудно для нашего растленного сердца жить в любви! На каждом шагу предлог к вражде на ближнего.

1264. Господи! се сосуд Твой есмь: наполни мя дарованиями Духа Твоего Святого, без Тебя я пуст всякого блага, или паче — полн всякого греха. Господи! се корабль Твой есмь: исполни мя грузом добрых дел. Господи! се ковчег Твой: исполни его не прелестью сребролюбия и сластей, а любовью к Тебе и к одушевленному образу Твоему — человеку.

1265. Человек! Куда вознесено естество твое в лице Иисуса Христа — Богочеловека? На престол Божества. Куда вознесено естество твое в лице Богоматери? Превыше Херувимов и Серафимов. Для кого? Для тебя, чтобы тебя, освободив от тли похотей, сделать причастником божественного естества. Как ты отвечаешь на эти намерения, на эти дела Божества, на это всеблагое помышление Владыки? Тебе даны все божественные силы к животу и благочестию, — как ты ими пользуешься? Не пренебрегаешь ли ими? Не прилепился ли ты весь, как улитка, к земле!

1266. Душа наша — простое существо, как образ и подобие Божие; потому, когда она бывает благоустроена и живет согласно с волею Божией, тогда бывает и мирна, и легка, и радостна; а когда соизволит на грех, или сделает какой грех, или нудится от врага ко греху, тогда бывает беспокойна, мрачна, тяжела. Итак, твори непрестанно волю Божию, и будешь прост, мирен; но если будешь грешить, не будешь иметь мира. Не поддавайся врагу; он приносит в душу томление, тесноту, мрак, огонь. Отымите лукавства от душ ваших [Исаии 1, 16].

1267. Как естественно, сладостно и легко дышать воздухом, так должно быть естественно, легко и сладостно дышать Духом Святым, Который есть дыхание души нашей. Как естественно, легко и приятно любить самого себя, так естественно, приятно и легко должно быть любить всякого человека, ибо все мы — одно, одного Бога творения, одного Бога образы и подобия, одно имеем дыхание, одинаковую душу, один вид.

1268. Все скорби, мучения, лишения, болезни допускаются Богом для того, чтобы изгнать обольщающий грех и насадить истинную добродетель в сердцах, — чтобы дать опытное познание о лживости, наглости, безумии, тиранстве и смертоносности греха и внушить омерзение к нему, и опытное познание о истине, кротости, мудрости, кротком господстве над сердцами человеческими — и животворности добродетели. Поэтому буду терпеть все скорби великодушно, с благодарностью ко Господу, Врачу душ наших, Спасителю нашему человеколюбивейшему.

1269. Везде и во всем Господь, и все Господь носит и хранит и потому называется Вседержитель. Я должен быть беспечален. Из ничтожества все мы воззваны к бытию Божиим всемогуществом и, как ничтожные сами по себе, ничего не можем своею силою, без Бога, сделать или поддерживать себя в жизни, потому Бог все для нас: и жизнь, и сила наша, и свет наш, и воздух наш, и пища и питье духовные, и одеяние, и все. Он же и для вещественного тела нашего все создал и подает: и свет, и воздух, и теплоту, и пищу, и питье, и одежду, и жилище. Блаженны нищие духом, сознающие всегда свое ничтожество — и вседетельство и вседержительство Божие; блаженны беспечальные в житии сем; блаженны простосердечные; блаженны во всем предающие себя Богу. Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Будь только всегда с Богом, и все тебе подастся, приложится: ищите прежде Царствия Божия (в себе и в других), и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33]. Пусть только Бог будет в ваших сердцах, будьте с Ним неразлучно всегда соединены, и все житейское вам приложится. Только не прилагайте сердца ни к чему житейскому: ибо часть ваша — Бог, Бог сердца вашего. Бог есть богатство неистощимое, источник приснотекущий; где Бог — там всякое благо. За боголюбивым, как тень за телом, все блага следуют.

1270. Как мне быть холодным к ближнему, когда мне Господь велел любить его как себя, или как Сам Он возлюбил нас? А хладны мы делаемся к ближним оттого, что пристрастны к сластям и самолюбивы. Итак, отринем сласти и невоздержание, да Владыке своему угодим.

1271. Если бы не Господь и не Владычица, не Ангелы хранители, не святые, — диавол и его клевреты заградили бы уста у всех нас и не дали бы нам славословить имени Господня; это верно было бы, так как они усиливаются это делать теперь и как иногда успевают хотя несколько в этом! Кто запинает священников во время службы? Диавол.

1272. Не надо никогда забывать, что все мы — едино тело и должны поощрять друг друга к любви и добрым делам; особенно же мы, пастыри, должны это помнить и делать. Да, мы должны помнить, что если мы светлы душою, стоим твердо в вере и благочестии, то и паства наша бывает тверже, светлее и чище жизнью; если глава светла, светлы и члены, а если мы потемнели душою от страстей многоразличных, темнее будет и тело Церкви, паства наша, потому что тесная связь находится между главою и членами, между пастырем и пасомыми. Потому и сказал Господь: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех [Мф. 5, 16]. Аще свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми [Мф. 6, 23]? Итак, думаешь ли ты, что твое чревоугодие, твое любостяжание не отзывается на пастве твоей, во-первых, от твоего нерадения о душах, ибо какое радение о душах у того, кто радеет о рублях? Никакого. Да, если свет в пастыре помрачается, то он необходимо помрачается и в пастве: по тесной, духовной связи его с нею, главы с членами. Крепко ты стоишь в душевных доблестях — и они тверды; стоишь на молитве и усердно молишься за них — и они это чувствуют, укрепляешься духовно ты — укрепляются и они, расслабеваешь ты — расслабевают и они. Господи, помилуй мя!