My Life in Christ

Таин. Так бесноватые бывают покойны до того времени, доколе их не подведут к святыне, а подведут — откуда возьмется сила необыкновенная, отвращение от святыни, хула, оплевание святыни, пронзительный крик. Вот вам объяснение или разрешение вашего недоумения — отчего бесноватые, или так называемые кликуши, кричат в церкви во время обедни или когда их подводят к св. мощам; это потому, что бесы встречаются с благою силою, им ненавистною и сильнейшею их, которая палит, теснит, поражает их праведно, гонит их вон из любимого их жилища.

1287. Каждый христианский дом изображает собою бесконечно великий дом — вселенную, небо и землю, в коих обитает Господь. Потому в каждом христианском доме видишь изображения Спасителя и Божией Матери, внемлющих молитвам живущих в доме и прибегающих к Ним.

1288. Познай человек свою душевную беду и крепко, постоянно молись Спасителю человеков, чтобы Он спас тебя от нее. Не говори в себе: я не в опасности, я не в беде, мне не нужно часто и много молиться об избавлении от бедствия, которого не постигаю и не знаю. Это-то и беда, что ты, будучи в величайшей беде, не знаешь своей беды; эта беда — грехи твои.

1289. Если тебе приходится переносить сильные напасти, скорби и болезни, то не малодушествуй, не унывай и не ропщи, не желай себе смерти, не говори дерзких речей пред всевидящим Богом, напр., таких: о, какая лютая скорбь, о какая не по силам моим напасть, — лучше бы уж умереть мне, или: лучше убил бы я себя! Избави тебя Бог от такого малодушия, ропота и дерзости! Но все это терпи великодушно, как посланное тебе от Бога за грехи твои, и с разбойником благоразумным повторяй: достойная по делом моим приемлю [ср. Лк. 23, 41], да взирай мысленными очами на страждущего на кресте Спасителя.

1290. Смотри, чтобы реки внутренних скорбей и бедствий не отторгли тебя от Господа Иисуса Христа, ибо враг всем старается отвлечь нас от Господа: и прелестью удовольствий, и тяготою бедствий, как Иова, и особенно внутренними теснотами и скорбями. Терпи все, благодаря Бога, ибо любящим Бога вся поспешествуют во благое [Рим. 8, 28].

Егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. Всякое бо наказание не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает правды [Евр. 12, 6, 11].

1291. Тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется тебе; напр., невольное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которою мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся — это все нападения злого духа. Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить.

1292. О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Победа моя, Господи, слава Тебе Господи, мы члены Твои, мы едино тело, Ты — Глава наш. Господи, да бегут от нас все страсти, да бегут от нас демоны! Господи! даждь нам благодать любви николиже отпадающей! Господи! да оказываем мы уважение и любовь друг другу, как Тебе Самому, как обоженным Тобою.

1293. Как благо будет с Тобою избранным Твоим на небеси, Господи! Как все прелести земные томительны для сердца! Как пагубно для сердца и мгновенное пристрастие к чему-либо земному! А в Тебе какой мир, какая свобода, какое пространство, какой свет, какая радость!

1294. Слава, Господи, никогда не изнемогающей силе креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу. Слава Тебе, Господи! Господи! да не отторгает меня от Тебя ничто, ничто плотское, вещественное, да буду я всегда с Тобою! Как благо быть с Тобою!

1295. Господи! не лиши меня небесных Твоих благ, ибо Ты Господь и можешь сие сотворить, если восхощешь; Господи, избави мя вечных мук, ибо Ты Господь и это можешь также удобно сделать, если восхощешь; Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших — прости мя, видя немощь души моей. Так, Ты Господь и все можешь сделать для меня, кающегося и просящего благ Твоих.

Да не будет наше название христианин пустым звуком, без силы, но да будем все мы подражателями Христу, Начальнику нашей веры, и Тебе, Начальнице мысленнаго наздания. Да будем все мы, как камни живые, созидающиеся в храм духовный, святительство свято, возносити жертвы благоугодны Богови. О, Владычица, Владычица! да не вотще и всуе мы нарицаем Тебя Владычицей: яви и являй присно над нами Твое святое, живое, действенное владычество. Яви, яко все можеши во благое, яко Мати всеблагая всеблагого Царя; разгоняй мрак сердец наших, отражай стрелы лукавых духов, льстивно на нас движимые.

Спасай же нас, о, Пречистая, Всеблагая, Премудрая и Всеблагомощная! Ты бо еси Мати Спаса нашего, Который из всех имен благоволил более всех называться Спасителем, как и самое имя Его есть Иисус, или Спаситель. Нам, странствующим в житии сем, свойственно падать, ибо мы обложены плотью многострастною, окружены духами злобы поднебесными, прельщающими ко греху, живем в мире прелюбодейном и грешном, соблазняющем на грех; а Ты, превыше всякого греха, Ты Солнце пресветлое, Ты еси Пречистая, Всеблагая и Всеблагомощная. Тебе свойственно очищать нас, оскверненных грехами, как мать очищает детей своих, если мы воззовем к Тебе смиренно о помощи; Тебе свойственно подымать нас, непрестанно падающих, заступать, охранять и спасать нас, наветуемых от духов злобы, и наставлять нас шествовать ко всякому пути спасительному.

1296. Аз есмь лоза, говорит Господь, вы же рождие [Иоан. 15, 5], т. е. Церковь едина, Святая, Соборная и Апостольская. Потому-то, как свят Господь, так свята и Церковь; как Господь есть путь, истина и живот [Иоан. 14, 6], так и Церковь, потому что Церковь одно и то же с Господом, есть тело Его от плоти и от костей Его [Ефес. 5, 30], или рождие Его, внедренное в Него — лозу живую, и питающееся от Него и возрастающее в Нем. — Церковь никогда не представляй отдельно от Господа Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа.