My Life in Christ

1315. Как комнатный воздух имеет тождество с внешним и от него происходит, как он необходимо предполагает наружный, всюду разлитый воздух, так и душа наша — дыхание Духа Божия — предполагает существование вездесущего и вся исполняющего Духа Божия. Параллель между храминами вещественными и храминами духовными.

1316. Однажды навсегда знай, что в Церкви, во всех ее службах, таинствах и молитвословиях дышит дух святыни, дух мира, дух жизни и спасения, а это свойственно только Духу Святому. Святые помышления или слова жизни и истины легко отличить от помыслов и слов лжи и смерти; первые приносят в душу мир и жизнь: последние томление, беспокойство, смерть духовную. — Мудрование плотское — смерть есть; а мудрование духовное — живот и мир [Рим. 8, 6].

1317. Так как Бог есть мысленное Существо, то чрезвычайно скоро можно потерять Его из сердца; равно как скоро же можно решительным покаянием во грехах приобресть Его сердцу.

1318. Дивное дело! когда сердце посредством живой веры соединено с жизненным началом — Духом Святым, тогда оно покойно, пространно, и мысль тогда свободна и светла, и язык свободен и плавно ровен; но лишь только мысленно пожалеет человек в это время для брата своего чего-нибудь вещественного, например, пищи, денег, вспомнивши о каком-нибудь брате, ищущем его пищи, сердце его мгновенно поражается духовной апоплексией, бывает связано, удручено; мысль также связывается вследствие поражения сердца — источника мысли и темнеет, язык — тоже, кровь принимает усиленное обращение и делаются приливы к голове, весь человек бывает в стеснительном, ненормальном положении. — Так достойно наказывается пренебрежение наше к духовной стороне нашего брата; так достойно наказывается привязанность наша к вещественности! Слава правде Твоей, Господи!

1319. Всемогущая сила Божия, сущая и действующая во всем мире, сосредоточивается, подобно тому как солнечные лучи собираются в фокусе или в стекле, в святых иконах. Сосредоточение силы Божией особенно бывает в разумном образе Божества — в человеке, именно в сердце его, исполненном веры, надежды и любви, как в фокусе; в нем-то отражается светом Своим Солнце правды, триипостасный Бог наш с обилием даров Своих по мере веры каждого, — согревая и освещая душу каждого.

1320. Вы видели, как лик человеческий в разломанном зеркале отражается во множестве ликов по числу отдельных, разбитых кусков зеркала, или как в каждом водяном пузырьке, или в каждой капельке росы и в каждом зрачке глаза отражается лик человеческий? Если это такое возможное и обыкновенное дело в природе, то отчего нам, христианам, не допустить многочисленных изображений одного итого же лица, положим Господа, или Пречистой Его Матери, или святого, и в каждом образе не видеть самого Господа, или Пречистой Его Матери, или святого, как в зеркале или в рисунках мы видим многочисленные отображения одного и того же лица, и не чтить их свойственною им честью? — Не сама ли природа некоторым образом учит нас перенимать у нее то, что служит к нашему благочестию?

1321. При молитве нашей к Богу, Пречистой Богородице, Ангелам и святым человекам они предполагаются предстоящими нам и внимающими нам, как это обыкновенно бывает при беседе двух или нескольких лиц, лицом к лицу стоящих друг к другу. И это действительно так и есть. Лицо Господне всегда пред нами; равно и Владычица с Ангелами и святыми в Господе Боге всегда лицом к лицу с нами, только бы сердца наши были обращены к ним. Владычица, все Ангелы и святые человеки, как в одном доме, одна семья, — Владычица, как Матерь всех, святые Ангелы и человеки, как старшие и младшие братья наши. — Как в семействе доброго отца все дети всегда с ним, все друг друга любят и друг о друге заботятся, так и у Отца Небесного Ангелы и человеки всегда пред Его лицом, друг друга любят и друг о друге заботятся, сильные о немощных, совершенные о несовершенных.

1322. Если ты от сердца молишься Господу, или Владычице, или Ангелам, или святому, то ты говоришь самому сердцу Господа, Владычицы, Ангела или святого: ибо все мы в одном сердце Божием — в Духе Святом, все святые в Божием сердце. Во Мне пребывает, и Аз в нем [Иоан. 6, 56].

1323. Когда молишься, веруй твердо, что Господь присущ каждому слову молитвы и о чем ни попросишь. Он есть исполнение, для тебя и для всякого другого, каждого прошения твоего.

1324. Враг ежедневно сильно гонит мою веру, надежду и любовь. — Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, моя надежда! Гонят тебя, моя любовь! Терпи вера, терпи надежда, терпи любовь! Мужайся вера, мужайся надежда, мужайся любовь! — Бог ваш поборник! — Не ослабевай вера, не ослабевай надежда, не ослабевай любовь!

1325. Всячески почитай лики человеков живых, да почитаешь как должно лик Божий. Ибо лик Господа Иисуса Христа есть лик человеческий. — Не уважающий лика человеческого не уважит и лика Божия!

1326. Не все ли Я для тебя, Я Отец и Сын и Святой Дух — Бог твой, живот твой, покой твой, радость и блаженство твое? Твое богатство, твоя пища и питье, твое одеяние и все твое? — К чему же ты прилепляешься? К праху ли? Чего ты жалеешь для Меня в лице ближнего? Праха ли? Для Меня ли, все сотворившего, для Меня ли, Который могу землю и камни претворить в хлебы, воду источить из камня? — Будь всегда со Мною и во Мне, и будешь всегда спокоен и весел. — Пострадало ли когда твое упование на Меня? Не всегда ли Я успокаивал и оживотворял тебя?

1327. Если все твое благо будет общим с ближним, то все Божие будет обще с тобою. Еже еще хощете, просите, и будет вам. Моя вся Твоя суть и Твоя — Моя [Иоан. 15, 7; 17, 10].

1328. Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый. Равно если просишь чего у Отца Небесного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец Небесный о имени Своего возлюбленного Сына все подает тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди его, — а в таинствах и вовсе невзирая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила.