My Life in Christ

1375. Как солнце вещественное отражается всем своим кругом и сиянием в бесчисленных прозрачных предметах на земле, так Солнце духовное — Бог благоволит отобразить Себя в бесчисленных существах на небе и на земле, —

(Павел и Сила молятся в темнице, поя Богу, и Господь внимает их молитве [Деян. 16, 25, 26]).

1376. Когда мы молимся, тогда уши Господа в молитву нашу: Он так же тогда, да и вообще всегда, близок к нам, как икона, пред которой стоим, даже гораздо ближе: Он у самого нашего сердца. Присутствие Его при нас ясно, как видимая икона, и потому икона, действительно, есть наглядное представление того, как близок к нам Господь, как Он смотрит и слышит нас. — А святые Божии в Духе Святом так близки к нам, как близок к нам Дух Святый, везде сый и вся исполняяй, — Егоже (Христа) дом мы есмы [Евр. 3, 6; ср. 1 Кор. 3, 16; 6, 19], и в Духе Святом они видят и слышат нас так, как мы видим и слышим людей, говорящих с нами. — Ведь Дух же Святый посредствует и в видении и слушании обыкновенном.

1377. Вы видели, что на иконах святых пишется вверху Господь Иисус Христос с державою в руке и с благословляющею рукою. Это взято с самого дела. Господь всегда призирает с небес на подвизающихся ради Его на земле, деятельно помогает им, как всемогущий Царь, в борьбе со врагами спасения, благословляет подвижников своих миром и радостию о Дусе Святе [Рим. 14, 17] и дарует им, по совершении земных подвигов, венец жизни. — Итак, христиане, укрепляйтесь все в вере и надежде, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса [Евр. 12, 2], Который всегда призирает на вас, на все ваши действия с высоты небесной, как Он взирал на первомученика Стефана, открывши для него небо и славу Свою, как взирал на Савла, впоследствии Павла, а также показал ему Себя в небесах, осиявши его светом Своим и огласивши его Своим гласом.

1378. Цель нашей жизни — соединение с Богом: в этой жизни — в вере, надежде и любви, а в будущей — в любви всесовершенной. Посмотрите, как враг и мы сами искажаем здесь эту цель. Мы соединяемся сердцем с разными предметами, по различию наших страстных привязанностей. Иногда — о, ужас! — наша любовь обращается к сребру, к пище, питию, одежде, дому, убранству, к подобным нам людям — до забвения Бога. Иногда мы гордимся, завидуем, ненавидим, лжем — и тогда мы соединяемся прямо с самим диаволом, который есть олицетворенная злоба, ложь, гордость, зависть, — и как мы оскорбляем своего Владыку, Который сотворил нас по образу Своему и по подобию, как не искажаем этого богописанного и с Самого Бога писанного образа! Но мы слишком мало об этом думаем, слишком несведущи в том, что касается существенного для нас дела — соединения с Богом!

1379. Кто знает постоянство и злобность над собою врагов бесплотных, тот не станет много унывать, хотя и всячески они повергают сердце его в уныние; тот не станет и раздражаться на все, зная, что они (враги) всячески побуждают к раздражительности, всячески побуждают злобиться, завидовать, прилепляться к деньгам и вещественным стяжаниям. Только — необходимое условие — надо быть внимательным к себе, ибо враг нередко прикрывается нашим самолюбием и как бы ратует за наше благополучие, сам же положительно губит нас. — Надежда христианская! Сколь многие лишены тебя чрез козни невидимых врагов! Сколь многие впадают в отчаяние и лишают себя жизни! Вспомним добровольных удавленников, утопленников и иным образом налагающих на себя руки, затем пьяниц и проч.

1380. Господь сказал слово обетования, и исполнится слово Его: речет, и не пребудет ли? — Господь указывает на законы природы, на постоянство и твердость их как на доказательство верности Своих обещаний.

1381. Вы ощутили в теле своем во время молитвы или при чтении Слова Божия и других книг священного содержания (а иногда и светских — благонамеренного содержания, где, например, описывается какой-либо случай, представляющий действие Промысла Божия над людьми), или в благочестивых разговорах — глас хлада тонка, так что по телу вашему как будто пробежит электричество. Это Господь посещает вас. Глас хлада тонка — и тамо Господь [3 Цар. 19, 12].

1382. Когда молишься Владычице или святому какому-либо, вообрази твердо, что ты член Церкви, в которой Владычица — главный камень здания, Начальница мысленнаго наздания [акаф. Пресв. Богор., икос 10], и знай, что ты тесно связан внутренне со всеми небожителями, как камень здания, хотя и мягкий и нетвердый. Так понимая себя, поймешь, почему молитвы столь легко доходят к святым: ибо все мы под одним Главою Христом и все одушевлены одним Духом Божиим.

1383. Господь — причина и постоянная поддержка (держава) моей органической телесной жизни, чрез действие легких, желудка, сердца, жил, мускулов, и духовно-органической жизни духа — чрез ум и мышление, чрез озарение сердца светом Своим.

1384. Чудно могущество веры! — живая мысль о Боге, сердечная вера в Него — и Он со мною; сердечное покаяние во грехах с верою в Него, и Он со мною; добрая мысль, и Он со мною; благочестивое чувство, и Он со мною. Но диавол входит в меня чрез помысл сомнения, страха, гордости, раздражительности, злобы, скупости, зависти; значит, его власть надо мною совершенно от меня зависит: только будь я внимателен к себе да содержи непрестанно в уме имя Господа Иисуса Христа с верою и любовью, и он бессилен сделать мне какой-либо вред.

1385. Старайся все делать напротив того, чего хочет враг бесплотный. Он побуждает тебя к гордости, к самохвальству и осуждению брата, — ты смирись до земли и пепла и осуждай как можно строже себя самого, а брата восхвали в сердце. Если брат твой, по действию врага, обходится гордо и злобно, ты обходись с ним смиренно и с любовью. Если враг побуждает тебя к скупости, будь щедр с доброхотством. Так поступай во всех подобных случаях, и заслужишь великую благодать Божию и сам собственными сердечными очами увидишь ее. — Нет у тебя внутренней силы поступать так, враг силен, говоришь ты: проси же в молитве Всесильного на всякое время и на всякий час, и Он поможет тебе.

1386. По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною пред св. иконою, например Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, — так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример — чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч., потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? — Также чудесно Он может сделать это с живописным образом. Вся возможна верующему [Мрк. 9, 23], и к верующему чудесно сходит Вышний. — Соединяется же Он с знамением Креста Животворящего и чудодействует.

1387. Что такое человек, как не образ Божий, художнически вделанный в землю, потому что тело человеческое — земля? Не дивись же, что в вещественных образах является Бог и даже говорит устами образа, ибо вся возможна суть у Бога [Мрк. 10, 27]. Когда нужно было, Он чрез ослицу проговорил человеческим голосом [Числ. 22.28].