My Life in Christ

1414. Так как Творец и Бог наш един, то Он все сближает и объединяет, и для верующей души нет ничего отдаленного, что не мог бы Он верою приблизить. Хочешь беседовать, — не говорю с Богом, Который везде, — а с вышними премирными Силами, Начальствами, Архангелами и Ангелами? Можешь. — Они будут тебя, по молитве твоей, наставлять, просвещать, укреплять в вере. Или со святыми преставльшимися? Можешь. — Они с тобою по первому всесердечному призыву, — особенно Пресвятая Дева Богородица, Пребыстрая Заступница наша. Тя неизреченно совокупившаго небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша Ангелом и человеком, непрестанно величаем [канон Арх., песнь 9]. Глава — Христос у Ангелов и человеков. Что же не близко нам при таком Главе? И как близок к нам Сам Глава, чтобы слышать нас? — И опытом уверяемся, что слышит, как и святые слышат.

1415. Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам, как произведению Своей бесконечной, совершеннейшей Премудрости; посему и волю Свою совершает обыкновенно чрез посредство природы и ее законов, например когда наказывает людей или благословляет их. Чудес потому не требуй от Него без крайней нужды.

1416. Господь имеет высокое уважение, особенно к делам рук Своих, одаренным разумом и свободною волею, т. е. к Ангелам и святым, и чрез них действует к нашему освящению и спасению. Посему не говори: я обращаюсь всегда прямо к одному Богу с моими нуждами, с моею молитвою. Иногда тебе надобно обратиться и к святым. Его орудиям или органам. Сам Господь не хочет, чтобы оставались праздными в деле нашего спасения святые, храмы Его благодати, Его божественного Духа.

1417. Как птенцы под крылом кокоша, -так весь мир под крылом Господа, все ангельские соборы, все человеки, все неразумные животные, все вещественные миры: всех и все Он просвещает — одних умным, других вещественным светом; всех согревает — одних духовно, других вещественною теплотою; и как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, — так Господь слышит и наши тайные вздохи, наши молитвы, наши славословия, видит все наши нужды. Покрый нас кровом крилу Твоею [Пс. 60, 5].

1418. Хорошо молиться мне о людях, когда причащусь достойно: тогда Отец и Сын и Святый Дух, Бог мой во мне, и я имею великое пред Ним дерзновение. — Царь тогда во мне, как в обители: проси чего хочешь. К нему приидема и обитель у него сотворима. Егоже аще хощете, просите, и будет вам [Иоан. 14, 23; 15, 7].

1419. Нужно такое настроение веры иметь во время молитвы, чтобы и на одну минуту не было в сердце тайного сомнения или тайной мысли, будто Бог нас не слушает, но чтобы во все продолжение молитвы душа представляла себе Бога пред собою и беседовала с Ним, как с Царем.

1420. Ежели мы грешные молим и умоляем Господа за себя и других; ежели, живя на земле, святые молятся за других и испрашивают им у Бога нужное, то тем более — когда святые переселятся в вечность и будут лицом к лицу с Богом. В силу великой ходатайственной жертвы Сына Божия имеют силу ходатайства по благодати Господа Иисуса Христа и молитвы святых, особенно Пречистой Матери Его. — Это воздаяние от Господа заслугам святых.

1421. Основание молитвы — стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному.

1422. Во время молитвы имей мысль, что ты [т. е. священник] приставник драгоценнейшего молитвенного достояния Церкви, притом приставник нечистый, недостойный, что твое дело — с благоговением открыв сердце, напоять душу свою этими чистыми струями молитвенного слова, но не мудрствовать об них по-своему.

1423. Замечательно — сегодня я усомнился, — конечно потому, что подстрекал лукавый, — на счет одного оборота в одной молитве, именно: един имаши власть оставлять грехи молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых [3 мол. жене-родил. в 1 день], и посрамился в своем мудровании: враг сразил меня, запнул, возмутивши меня на общественной молитве. В чем же ложна была мысль моя? — Я думал: как! Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не Сам независимо? — И без молитв других имеет власть, конечно, один имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни, — Он принимает их молитвенное предстательство о нас недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. — Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у раздраженного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Бог пощадить народ Свой дарованием ему продолжения его бытия, — но тогда Господь был бы, так сказать, неправосуден, даровавши им, недостойным жизни, жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить; а когда стал предстательствовать Моисей — человек праведный, кроткий и смиренный, — тогда взоры правосудного Бога упокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведника, неправедных. — Так и ныне, по молитве Своей Пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе, за великие и частые грехи и беззакония, и недостойны были бы Его милости. Аще станут Самуил и Илия предо мною, — несть душа моя к ним [Иерем. 15, 1], говорит Господь Иеремии об Иудеях. Из этого видно, что Господь принимает ходатайство святых за недобрых людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия.

1424. Господь, зная немощь нашей природы, помраченной и отягченной грехом, трудно возвышающейся к Богу верою, благоволил снизойти к нам до подобия нашему существу, до принятия зрака рабия [ср. Филип. 2, 7], плоти человеческой: такова любовь. —

О любовь неизреченная, поистине божеская! Свою бесконечную премудрость, Свое бесконечное могущество Господь употребил всецело на наше спасение! Наша немощь не только верою видит Господа, но и ощущает Его языком, особенно сердцем и всею душою. — Слава Господу, толико возлюбившему нас!..

1425. Дай Бог, чтобы и за гробом не прекращался братский союз наш с умершими сродниками и знаемыми, чтобы любовь не погасала и по смерти, но горела ярким пламенем, — и всегдашняя искренняя память о почивших оставалась всегда в нас до нашей смерти. Какою мерою мерим, возмерится нам [Мрк. 4, 24; Мф. 7, 2].

1426. Принимая Св. Тайны, будьте также несомненно уверены, что вы принимаете Тело и Кровь Христову, как нимало не сомневаетесь, что вы каждую минуту дышите воздухом. Говорите про себя: как несомненно, что я вдыхаю постоянно воздух, так несомненно, что я теперь вместе с воздухом принимаю в себя Господа моего Иисуса Христа, дыхание мое, живот мой, радование мое, спасение мое. — Он прежде воздуха, во всякое время жизни моей, есть дыхание мое; прежде слова — слово мое; прежде мысли — мысль моя; прежде всякого света — свет мой; прежде всякой пищи — пища моя; прежде всякого пития — питие мое; прежде всякого одеяния — одеяние мое; прежде всякого благоухания — благоухание мое; прежде всякой сладости — сладость моя; прежде отца — Отец мой; прежде матери — Мать моя; прежде земли — твердая носящая меня земля, ничем во веки неколебимая. Так как мы, земные, забываем, что во всякое время мы Им дышим, живем, движемся и существуем, и ископали себе кладенцы сокрушенные [Иерем. 2, 13], то Он открыл в Своих Тайнах — в Своей Крови — источник живой воды, текущий в жизнь вечную, и Сам дает Себя в пищу и питие нам, да живы будем Им.