My Life in Christ

1490. Молитва надеется все получить. Трисиятельная Любовь, помилуй мя!

1491. Я не знаю, как можно здравомыслящему человеку колебаться в какой-либо богооткровенной истине, открытой Иисусом Христом, засвидетельствованной Апостолами, запечатленной кровью бесчисленного сонма мучеников, проповеданной святителями, преподобными и всеми святыми, — животворной для сердца. И, однако же, есть несчастные, которые колеблются, действительно колеблются, потрясаемые какими-то тяжелыми, как камень, грызущими, как ехидна, убивающими, как диавол, внутренними внушениями, обольщаемые каким-то недоведомым, невидимым льстецом, убийцею нещадными. С чем это сообразно? От чего я бываю тогда так бессмыслен, глуп, уродлив и вдобавок мрачен и уныл? О, я знаю, от чего. От плодов их познавайте их [Мф. 7, 16]. По таким страшным последствиям в душе моей заключаю о причине, по следам убийства отыскиваю убийцу. Это делает враг мой — диавол. Убийца! — Он-то убивает душу мою сомнением и неверием, мучит меня. Но и я неразумен, позволяя себе слушаться внушений лжеца, убийцы, противника Бога и человеков. Когда замечаешь в себе какое-либо мысленное противление Богу, сомнение в Троичности Лиц Божества и их отношений и подобное, — верь, что в тебе враг Божий и человеческий. Ты давно веруешь в Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, давно пользуешься Ее милостями, Ее жизнью. Ее покоем и всеми благами, и стой за Нее до смерти против врага общего.

1492. Вера покоит и услаждает, неверие беспокоит и язвит.

1493. Молясь, делайте все разумно. Когда подливаете масла в лампаду, тогда представляйте, что Жизнодавец каждый день и час, каждую минуту вашей жизни поддерживает вашу жизнь Духом Своим, и как бы ежедневно чрез сон в телесном, а чрез молитву и Слово Божие в духовном отношении вливает в вас елей жизни, которыми горит ваша душа и тело. Когда ставите свечу пред иконою, вспомните, что жизнь ваша есть как бы горящая свеча; догорит и потухнет; или что иные заставляют ее гореть скорее, чем следует, страстями, многоядением, вином и другими удовольствиями.

1494. Так как первый учитель наш молитве есть Церковь, которая научена молиться прекрасно Самим Духом Святым, так как мы сами не вемы, о чесом помолимся якоже подобает [Рим. 8, 26], то обязанность всякого христианина знать язык матери своей Церкви. Грех тому, кто не знает достаточно; грех особенно тем, которые, выучившись языкам иностранным, не хотели и не хотят учиться языку Матери-спасительницы. Вообще всем надо понимать и учиться языку славянскому.

1495. Средства, утверждающие надежду христианскую: молитва, особенно частое, искреннее молитвенное исповедание грехов своих, частое чтение Слова Божия, особенно же частое причащение Св. животворящих Таин Тела и Крови Христовой.

1496. Руководители наши в надежде христианской: Сам Господь, Пречистая Его Матерь, все святые, пророки, Апостолы, мученики, святители, преподобные — все они потекли к Богу с надеждою спасения, и никто не постыдился, все спаслись. Упование не посрамит [Рим. 5, 5], говорит Писание, и не посрамило.

1497. Выражение христианской надежды по отношению к земной жизни — прощение грехов, в коих мы живем всю жизнь: аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу…и Той очищение есть о гресех наших [1 Иоан. 2, 1, 2]. По отношению к будущей жизни: узрим Его, якоже есть [1 Иоан. 3, 2]… Просветятся, яко солнце [Мф. 13, 43]… Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет…Иду уготовати место вам [Иоан. 12, 26; 14, 2]… Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего [Филип. 3, 20, 21]…

1498. Еще предмет упования: вот приступают к сердцу страсти; силен поток их, трудно удержаться, не поддаться им; но имей надежду на Христа, и победишь их. Говори: борют мя страсти, Владыко, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя; аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего [1-е антиф. 4 и 8 гл.].

1499. Бедствие христиан от того, что не имеют христианской надежды. Вот у человека теснота греховная на сердце, тоска, скука грешная; если надежды христианской нет у него на сердце, то что он делает? Прибегает к искусственным средствам прогнать тесноту и скуку, к развлечениям преступным, а не ко Христу, Коего иго благо сердцу нашему и бремя легко [Мф. 11, 30], — не к молитве, не к раскаянию во грехах, не к Слову Божию, которое полезно к научению, к обличению, утешению [2 Тим, 3, 16; ср. Рим. 15, 4]. Так делается большею частью. Отсюда необходимость для светских людей театров и множества других развлечений. Прибегают к самоубийству. Утверждению в сердце молящегося надежды много способствуют опыты получения просимого. А эти опыты внимательный к себе легко заметит.

1500. Молящемуся нужно надеяться умолить Господа о всех грехах: весь долг отпустих тебе, понеже умолил Мя еси [Мф. 18, 32], несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие [мол. 4 ко св. причащ.]. Кровь Сына Божия очищает нас от всякого греха [1 Иоан. 1, 7] (Мария Египетская). Аще кто согрешит. Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника [1 Иоан. 2, 1].

1501–1600

1501. Надежда предполагает ожидание какого-либо блага, которого не имеем, Егоже не видя надеемся, терпением ждем [Рим. 8, 25]. Но как величайшее благо наше безгрешность, а мы не имеем этого блага и страдаем ежедневно от грехов, могущих погубить нас вечно, то надежда христианская должна быть обращена ко Христу как к Избавителю от грехов и Спасителю нашему.

1502. Как все необходимое для физической жизни мы получаем из земли, воздуха, огня и воды, так все необходимое для жизни духовной — все светлые, добрые и спасительные мысли и расположения сердца получаем от Бога, хотя этого и не замечаем по причине невидимости мыслей и сердечных движений. Дух идеже хощет дышет, и глас Его слышиши [Иоан. 3, 8]. Не довольни есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога [2 Кор. 3, 5].