My Life in Christ

1551. Так как Дух Божий есть грозная сила, страх и мука демонов, то демоны всеми своими адскими кознями противятся Духу Божию и хулят Его. Так как Дух Божий есть дух спасающий, дух единения, любви и мира, то они всеми мерами противятся единению, любви и спасению людей. Из-за них произошло разделение церквей — на Восточную и Западную, — заметьте: из-за догмата о Святом Духе и произошло разделение; из-за них дальнейшее разъединение римского Запада — лютеранство, кальвинизм и англиканство; из-за них раскол в нашей Православной Церкви. (К слову: надобно ли из-за раскольников не делать нужных, благотворных преобразований в Церкви? — Надобно делать: иначе посмеются над нами демоны; ужели мы допустим одолеть себя их злобе? Да не будет. И так надобно переводить Библию на русский язык. Сколько миллионов людей лишаются ее богатства из-за того, что она на непонятном славянском языке!) [писано, когда русский перевод Священного Писания еще не был издан Святейшим Синодом]. Еще демоны всячески силятся исторгнуть и исторгли из сердец христиан веру в Евангелие и в Церковь Христову, — что есть также хула на Духа Святого; — всеми мерами стараются погрузить христиан в дела плотские и в скверны плотские, чтобы не пребывал в людях Дух Божий; как в допотопных людях, — и не видим ли мы, что люди преданы сребролюбию, объедению, пьянству, распутству в огромных размерах? — Что это у нас за растление? О! худо будет нам, и может быть очень скоро… Еще духи злобы нападают на Духа Божия в мыслях и сердцах отдельных людей; веру в Него колеблют; горе нам: да не похулим Духа Святого Божия животворящего, Духа любви неизглаголанной, ходатайствующаго о нас воздыхании неизглаголанными [Рим. 8, 26], да ведаем все время живота нашего поклонятися Ему и славить Его, — как поклоняемся Отцу и Сыну, как славим Отца и Сына — нераздельною и равною честью. Да почтим вселенский Символ веры — это спасительное руководство в вере для верующих всех времен и мест. Да не оскорбляем ни единою мыслию сомнения живущего в нас и оживотворяющего нас Духа Божия, — эту утробу Божию, бесконечно нас любящую, как Отец и Сын.

1552. Единем Духом напоихомся [1 Кор. 12, 13]. Видишь, Дух Божий, как вода или воздух, окружает нас со всех сторон. — Дух Господень исполни вселенную [Прем. 1, 7]. Вера дается нам Духом Божиим; другому вера тем же Духом [1 Кор. 12, 9], говорит Апостол; любовь Божия излияся в сердца наша Духом Святым [Рим. 5, 5], как говорит тот же Апостол.

1553. Как хорошо побеждать страсти! После победы чувствуешь такую легкость на сердце, мир и величие духа!

1554. Не душа ли больше есть пищи [Мф. 6, 25]. Ах! неизмеримо, бесконечно больше. В душе сияет образ Бога невидимого, Творца всего. Не только чего-либо вещественного, но души своей, жизни своей, я не должен щадить для пользы брата, вещественной или телесной, особенно же духовной. Служа с любовью пользам брата, я служу Самому Богу. О! я чувствую сердцем высокую, великую истину: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе [Мф. 25, 40]. Почему так? — Потому, во-первых, что всякий человек есть образ Божий, и во-вторых, потому, что Иисус Христос есть Бог и вместе человек, и Глава тела Церкви Своей, — так что мы составляем уди Его, от плоти Его и от костей Его [Ефес. 5, 30], то есть мы — члены Христовы.

1555. Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться, увидишь, что плоть сделается покорною твоею рабою. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива.

1556. Верующий в Спасителя и питающийся Плотью и Кровью Его имеет в себе жизнь вечную: и вот причина, почему всякий грех производит сильную болезнь и смущение в сердце. Не имеющие же в себе живота вечного пьют беззаконие как воду и не поболят: потому что в сердце их нет живота вечного.

1557. Слава Духу Божию, от Отца исходящему для оживления всякой твари и исполняющему всю вселенную. Слава Ему, животворящему Ангелов и человеков и всякую тварь. Слава Ему, Силе нашей, Святыне нашей. Слава Ему, соприсносущному Отцу и Сыну!

1558. Телесная природа моя требует образа. Достойно и праведно мы делаем образа и поклоняемся им. Человек сам что иное есть, как не живой образ Живого Бога? — Сам Сын Божий есть печать равнообразная, в Себе показующая Отца. Если мы сами образы Божии, состоящие из души и тела, то почему нам не почтить преподобных Божиих в их образах рукотворенных? Наречение имени на образе много значит для верующего. Это имя как бы вместо души служит ему. Призови от всей души имя святого, он услышит тебя и в образе явит чудодейственную силу свою. Имя Спасителя, с верою призываемое, делает чудеса, изгоняет бесов, погашает страсти, исцеляет болезни; по благодати Господа и святые, с верою призываемые по имени, делают также чудеса. — И что удивительного? Все они в Духе Божием, а Дух Божий животворящий везде и все наполняет, и Духом Святым святые все делают чудеса, потому что един Дух Божий есть Дух чудес.

1559. Человек — малый мир. Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело, и оно сейчас распадается. Оставит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце, и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме. — И так на каждом шагу познавай присутствие Божие.

1560. Слава тебе, Всесвятый, животворящий Душе, от Отца исходяй и в Сыне присно почиваяй, нераздельный от Отца и Сына! Слава Тебе, Сыне Божий, о Дусе Божии изгонявый бесов и Им спасение наше строяй, освящаяй, умудряяй, укрепляяй нас! Слава Тебе, Отче, благоволяй о нас присно в Сыне Духом Святым! Нераздельная Троица Единица, — помилуй нас!

1561. Близки дети, образы отца и матери, сердцу родителей: еще ближе люди, особенно христиане — образы Божии — сердцу Божию. — Внешнее подобие детей родителям, а часто и внутреннее, напоминает нам о внутреннем подобии нашем Богу.

1562. Всякое место есть место Божия присутствия и Божия владычества; отсюда несомненно, что очами икон Господь взирает на нас и устами икон, как собственными, может вещать нам. Оттого, что Господь на всяком месте, крест его чудесно действует, имя Его производит чудеса, иконы Его являются чудотворными и во всяком случае местами благодатного Его присутствия.

1563. Мысль моя свободно проникает здания с их стенами, горы, моря, небо и землю, и по мысли человек есть подобие Божества, которое есть Дух бесконечный и всюду сущий. Бог ли не проникает всего и не наполняет всего, как Творец всего?

1564. В молитве дышит надежда, и молитва без надежды — греховная молитва.