Разные сочинения

33. Повесть о мучении некоторого новоявленного мученика в греческой земле, чему преп. Максим был самовидцем

Те, которые воистину возложили упование на Господа, пребывают недвижимы, как святая гора Сион, и ни сладкопитание, ни слава, ни похоть плотская, ни горькие муки, ни самый страх смерти не могут их поколебать. Был некоторый юноша, очень благочестивый, украшенный внешним видом и обилующий всякими душевными добродетелями, верою христианин, не вполне обученный книжному делу, но по уму украшенный похвальными обычаями. Он был рабом одного богатого турка и пас его овец на тучных пажитях. Дочь его господина, юная девица, сильно пленилась любовно к нему, но тот отвергал бесовскую любовь ее, как агарянки, и с клятвою удостоверил, что никогда не исполнит ее желания, если ране не увидит ее очищенною христианским крещением и если брак не совершится по закону Божию. Она немедленно на это согласилась и бежала с ним, оставив сразу все: и родителей, и отечество. Но, взирающий на все доброе завистливым оком, не оставил вне своих завистливых сетей и это дело, но подвиг к разысканию самого родителя отроковицы, который, как голодный зверь, устремляющийся на лов, после долгих усилий, нашел их спрятавшимися в некотором лесу, подобно незлобивым молодым оленям, укрывающимся от зверя. Нанеся раны этому любителю целомудрия, он привел его опять в дом свой связанным; узнав же от своей дочери о его чистом и дивном воздержании, удивился, слыша о такой силе целомудрия, и потому, изменив ярость свою на кротость, начал такими ласковыми словами уговаривать его к своей воле: „Откажись, о доброе дитя, от твоей отеческой веры, прими мою и будь таким, как я, и я сочетаю тебя браком эту желаемую тобою дочь мою и сделаю тебя наследником всех моих имений". Добрый же рачитель благочестия, услышав такой совет агарянина относительно веры, весь исполнился Святого Духа, разжегшись душою к любви божественной и к желанию мученичества, и ответил: „Пропади ты вместе с своею дочерью и с своими богатствами, сквернейший сосуд пагубных бесов! Я веру сохраню Богу моему чистою, насколько имею сил, тебя же, и твои богатства, и дочь твою, и самую прелесть безбожного Магомета с радостью отвергаю"! Этими словами будучи раздражен, как бешеный пес каменьями, агарянин, взбесившись, напал на отрока и стал бить его немилостиво кулаками и ногами, потом на добрую его выю надел веревку и, связав руки назад, потащил бесчеловечно и предал судии, как татя и хищника своей дочери, и как весьма хульно уничижившего самого Магомета, и другие многие клеветы возвел на него. Судия же все прочие клеветы оставил без внимания, а обвинял его только ради одной веры. Посредством всяких ухищрений он принуждал и убеждал достохвального юношу, лаская, муча и обещая ему многие блага, и всякими кознями пытался разорить душевный столп прекрасного юноши, но встретил в нем неподвижную гору, которую и пытался сдвинуть с места и спицей хотел провертеть твердейший адамант. Когда же убедился, что никакими насилиями не может подчинить себе убеждение досточудного юноши, то велел надеть ему на шею веревку и медленно подымать его с земли, а потом быстро опустить и при этом сказать ему: „Пощади цветущую твою молодость и не избирай себе напрасно такой бесчестной смерти". Три раза добрый юноша претерпел такое мучительное давление и три раза сказал: „Христос мой Бог и Царь", и после того в радости предал дух свой Христу. Трижды Его исповедав, он трижды и умер за Него. Воистину, прекрасный сей юноша явился славнейшим подвижником за благочестие, великодушно поправ все: и славу, и похоть плотскую, и самую жизнь ради единой божественной любви Христовой.

Устыдимся же мы, которые честнейшие законы Xpистовы ставим ниже скверного разврата, и—или вступим в законный брак, или будем нести иго чистоты, как последователи благочестия!

34. Послание к старцу Вассиану об образе жизни на Святой Горе

На Святой Горе образ жизни разделяется на три разряда: на общежитие, на особожитие, то есть—лаврское положение, и на скитское. В киновии (общежитии) —

Когда же вся братия находится на монастырской работе, тогда едят все монастырское дважды в день. В великие же праздники: Благовещение, Пасху, Троицын день, Петров день, Успения Пресв. Богородицы, Рождество Христово, Богоявление и два раза в год за строителей вся братия и приходящие едят в трапезе все монастырское. А которые из братий внесли в монастырь вклад, тем предоставляется на их волю — хотят работают, а не хотят — не работают; однако и эти по силе своей работают. В киновиях (общежитии) вклады с условием жить на покое не принимаются, разве только в виде добровольного пожертвования. В киновиях и в лаврах такой порядок, что игумен без совета братии—15 или 20 избранных—не может сам по себе решать никаких дел. Во всей Горе существует общее правило, чтобы без бороды молодого не постригать, и если такой придет постриженный в другом месте, такового не принимать; постригают же всякого приходящего ради Бога. Игумены на всяком монастырском деле трудятся вместе с братиею, Мирских же служителей во всей Святой Горе нет, разве только по одному или по два в монастыре для охраны лошаков, коней и волов монастырских. Праздники большие следующие:. 1) Благовещение, 2) Рождество Xpистово, 3) Сретение, 4) Богоявление, 5) Воскрешение Лазаря, 6) Вход во Иерусалим, 7) Преображение, 8) Распятие, 9) Воскресение, 10) Вознесение, 11) Сошествие Святого Духа, 12) Успение Пресвятые Богородицы, и подобные им, как и везде (в России).

35. Послание к некоторому другу, где содержится разъяснение трех некоторых недоразумений, встречаемых в книгах усердными читателями их

Так как благородие твое поручило мне прислать тебе письменное разъяснение некоторых недоумений, встретившихся тебе, то я счел справедливым не оставить твою просьбу без внимания, хотя, как я знаю, она и превосходит силу слабого моего ума; однако, надеясь на силу и благодать Того, Кто и бессловесному скоту отверзает уста и чрез него, проговорившего человеческим языком, вразумляет многолетнего старца, принимаюсь и я за исполнение твоего поручения, насколько это доступно моему постижению.