Разные сочинения
Прежде всего ты желаешь удостовериться, правильно ли понимают те, кои утверждают, что убитые во время войны с нечестивыми благочестивые воины удостаиваются части праведных, то есть, Царства Небесного? Об этом скажу тебе так. Много следовало бы нам молиться о том, —a cиe и Богу угодно и всем вообще людям спасительно, —чтобы мы, отбросив всякий спор, всякую неправду и взаимную вражду, возлюбили бы мирное пребывание друг с другом, последуя в простоте сердца праведнику, который говорит: «с ненавидящими мира бех мирен» (Пс.119, 6); также: «мир мног любящим закон Твой», Господи, «и несть им соблазна» (Пс.118,165). И как блаженный апостол Павел говорит: «аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим.12,18). Что говорит он этими словами: «аще возможно, еже от вас?» То есть: не начинайте сами войн и браней с другими, хотя бы то были и неверные, или и враги, но со всеми имейте мир. А как «нужда есть приити соблазном» (Матф.18, 7)
Таков был божественный Авраам, который, вооружив 318 человек своих рабов–домочадцев, погнался с ними за царем Ходологомором, избил войско его и все плененное им взял назад, также и праведного Лота, и возвратил царю Салимскому, то есть, праведному Мелхиседеку. Такое похвальное дело он совершил, конечно, по ревности божественной. Этою же самою ревностью воодушевлен был происходивший от него и бывший много лет спустя, блаженный Моисей, который, вооружив Иисуса Навина и бывших с ним воевод и тысяченачальников и избранное израильское войско, послал их на нечестивого Амалика, а сам, взойдя на высокую гору, возносил молитвы и моления ко Владыке всех о спасении всего израильского народа. Таковы были и после него бывшие судии израильские, и сам божественный Самуил, который помазал на царство первого царя израильского— Саула и послал его в землю амаликскую, чтобы окончательно ее истребить и уничтожить там весь народ со всем скотом, по повелению Божию, в отмщение за кровь сынов израилевых, которую пролил нечестивый Амалик, сопротивляясь повелений Вышнего, в то время, когда Господь вел народ израильский в землю обетованную, которую клялся праотцам их дать им в наследие. Но чтобы не продлить очень слово подробными повествованиями о делах, бывших по Божию устроению и повелению, также о войнах царей, бывших в Иepyсалиме и в Самарии против иноплеменников, чем по повелению и устроению Божию совершается все, касающееся царствующих благочестиво на земле, как божественный апостол Павел утверждает, говоря: «всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1). Но все это оставив, перейдем к благочестивым царям и правителям православных людей и увидим, что сделано наиболее приснопамятными из них посредством ведения войны против варварских народов, усиливающихся истребить с земли благочестивую и непорочную веру нашу. Они, вооружившись верою во Святую и Всемогущую Троицу, не только телесно победили тех варваров, но еще премудрыми своими действиями и боговдохновенными поучениями сделали то, что те переменились и перешли к познанию непогрешительного боговедения, оставив все свое прежнее нечестие и варварскую свирепость. А к чему я это говорю, слушай внимательно. Если благочестивые цари наши и управители, подвизавшиеся добре за истинную веру во Христа Бога, совершившие такие достохвальные и богоугодные изменения и достигшие сего посредством смерти многих своих военачальников и тысячников и людей всякого воинского чина, почитаются святыми и праведными и, действительно, суть таковы, как и апостол Павел свидетельствует, говоря: «братие, святии вcu верою победиша царствя, содеяша правду», (Евр.11,33) и прочее, — то кто не согласится с праведным сим рассуждением, что и те, которые добре подвизаются с ними за благочестивую веру во Христа Бога до пролития своей крови, суть достопамятны пред Богом и получат надежное спасение? И если кто сочтет сказанное мною дерзновенным, но я не перестану так утверждать, ибо не ложно слово Божие, которое говорит: «болши сея любве никтоже имать, аще кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 15, 13), Это божественное изречение не относится ли по справедливости и к тем, которые добре подвизаются до пролития крови за благочестивую веру православных, за святые храмы, посвященные во славу Христа Бога, Его Пречистой Матери и всех святых? И если за одно приношение, которое благоразумно принес Вышнему блаженный Авель, он признан и оказался праведным, будучи коварно убит братом своим Каином, то не по справедливости ли будут признаны праведными со стороны праведного Судии—те, которые не одним принесением в жертву животного, принесенного в одном месте, но за Самого закланного Агнца Божия, постоянно везде приносимого, полагают свои души, будучи убиваемы богопротивными скифами и измаильтянами? Если бы не таковыми считались они у праведного Судии, то не были бы они показаны Богом в страшном видении во сне благочестивому царю Маврикию, как вопиющие об отмщении за себя и молящие об этом Судию (творения Максима Грека, ч.2, сл.17), моление коих Судия принял и воззвал: „Маврикий! Где хочешь, чтобы Я воздал тебе за грех твой: в нынешнем ли веке или в будущем?"И когда Маврикий ответил: „В нынешнем, о Судия Праведный", то он опять услышал божественный глас: „Предайте его Фоке, воину". Фока этот, сверх всякой надежды, был всем войском и военачальниками провозглашен царем Греции и убил Маврикия вместе с женою и семью детьми его. Следовательно, по справедливости и по правде Божией даруется праведным Судиею отпущение грехов и наслаждение благами вечной жизни тем, которые Его ради бывают убиты (на войне).
Но об этом довольно сказанного здесь; теперь же перейду ко второй твоей просьбе. Ты желаешь научиться, какое имеет значение написанное впереди некоторых канонов краестрочие. Знай же, что некоторые творцы канонов, остерегаясь тех, которые по страсти тщеславия присваивают себе чyжиe труды и хвалятся ими, как бы своими, и желая избавить их такой тщеславной похвальбы, а для себя сохранить благословение и ублажениe тех, кои поют их духовные труды, —придумали двойной, так называемый по–гречески „акростих", что значит по–русски: краестрочие или краеграние. И одно сделано ими по алфавиту, то есть, по азбуке, а другое изложено в строке размером ямбическим, которое или показывает значение всего канона, или содержит похвалу воспеваемому святому. Акростихом называются начальные буквы каждого стиха во всех песнях канона. Так, первый стих канона на Благовещение начинается буквою А: „Адето си деспина", по–русски— „Да поет Ти, Владычице"; второй стих начинается с буквы В: „Воо си гифоменос", по–русски— „Вопию Ти, радуяся"; третий стих начинается буквою Г: „Гнофеито ми", по–русски—„Да будет ми разумно"; четвертый стих начинается буквою Д: „Долиос ме", по–русски—„Лестию меня"; прочие стихи также начинаются прочими буквами алфавита включительно до 7–й песни. Восьмая песнь содержит в пяти стихах весь алфавит, при чем каждый стих имеет в начале каждой своей строки букву алфавита по порядку, до последней буквы (Ω), а девятая песнь в другом видь содержит весь алфавит в шести стихах, при чем алфавит начинается последнею буквою Ω, и оканчивается буквою А, которая служить началом всего алфавита. Это расположение начальных букв называется у нас акростихом, а по вашему это называется краестрочием, началогранием или краегранием. Другой вид акростиха, состоящего из строки, написанной ямбическим размером, заключается в следующем: прежде творец канона согласно составляет ямбическим размером акростих, а потом начинает составлять стихи канона, начиная каждый стих с той буквы, которая следуете по порядку в акростихе. Так акростих канона акафистова по–гречески есть следующий: „Харас дохыон си препи херин мони", а по–русски это значит: „Радости приятелище, Тебе подобает радоватися единой". Обрати же прилежно внимание и сосчитай буквы акростиха и увидишь, что сколько этих букве, столько и стихов в каноне: букве 32, и стихов 32; при чем первый стих начинается буквою X, второй буквою А, третий буквою Р, четвертый буквою А, пятый буквою С. Сложив X с А, получим слог „ха", затем сложив Р с А и С, получим слог: „рас", —букве пять, и стихов пять. Таким образом начальные буквы стихов всего канона, будучи сложены между собою, составляют ямбический стих акростиха. Этот акростих блаженный Иосиф (песнописец) везде помещает в последней песни своих канонов, показывая нам таким акростихом честное свое имя, следующим образом: первый стих 9–й песни канона акафистова у нас, греков, начинается буквою I, которая по–гречески называется „иота"; второй стих начинается буквою о, „омега"; третий стих начинается буквою С; четвертый—буквою И, которая у нас называется „ита"; пятый—буквою Ф. Эти пять букв, сложенные между собою, и составляют имя творца канона: «Иосиф».
Сказанного здесь об этом достаточно. Теперь рассмотрим третье свое прошение. Вкушение свиного мяса было воспрещено Моисеем сынам израилевым, исшедшим из Египта, и не только свиного мяса, но и многих других животных, также и рыб, не имеющих чешуи. Нам же верующим во Христа Бога истинного, нигде в Новом Завете, то есть, в евангельских и апостольских законоположениях, не запрещается употребление сих мяс; ибо, по слову Владыки, «не входящее в уста сквернит человека» (Mф. 15, 11), как думают старцы иудейские и книжники; напротив, найдешь в писании, что то, что законом Моисеевым было запрещено евреям, то явившаяся благодать Христова освятила и очистила, по сошедшему свыше верховному апостолу Петру божественному гласу: «яже Бог очистил есть, ты не скверни» (Деян.10, 15). И блаженный Павел в послании к римлянам учит уверовавших иудеев не считать никакой пищи нечистою, по закону Моисееву, но все считать чистым, говоря так: «вем, и извещен есмь о Христе Иucyce, яко ничтоже скверно само собою, точию помышляющему что скверно быти, оному скверно есть» (Рим.14, 14). Объясняя это апостольское слово, блаженный Феодорит говорит так: „Чтобы уверовавшие из иyдеев не сказали: „Ты кто такой, Павел, который узаконяешь противное закону Моисееву?" —для этого он приводит веровавшим иудеям Владыку Моисеева, уча их, что Сам Христос, Владыка всех и Моисеев, пришедши, отменил заповедания закона и бесполезные правила и ни о какой пище не сказал, чтобы считать ее нечистою. Тот же апостол Павел в послании к Титу повелевает ему запрещать и нещадно обличать уверовавших иудеев, сомневающихся еще в вере во Христа и медлящих отступить от несоответствующих для христиан иудейских обычаев, «ея же ради вины, — говорит, обличай их нещадно, да здрави будут в вере» во Христа, «не внимающе иудейским баснем, ни заповедем человек, отвращающихся от истины» (Тит.1, 13. 14). После этого присовокупляет, говоря: «Вся чиста чистым» (ст.15), то есть, тем, которые очищены верою во Христа и божественною банею пакибытия, и никакая пища для них не скверна, как и в послании к Тимофею говорит: «всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4, 4). И опять он же в послании к Титу: «вся чиста чистым», то есть, освятившимся уже христианам; «оскверненым же и неверным ничтоже чисто: но осквернися их ум и совесть» (Тит.1,15). Из всех этих боговдохновенных апостольских изречений явствует, что святыми апостолами хорошо и правильно разрешено благочестивым употребление не только свиного мяса, но и других животных, которых закон Моисеев запрещает иyдеям употреблять в пищу, дабы (христианам) не оказаться последователями неполезных иудейских древних обычаев, «от нихже не прияша пользы ходившии в них», как сам божественный апостол Павел говорит в послании к евреям, повелевая: «в научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны», то есть, не лишением себя некоторых брашен, «от нихже, — говорит, не прияша пользы ходившии в них» (Евр.13, 9). Ибо «брашно, — говорит, нас не поставит пред Богом: ниже бо аще ямы, издыточествуем» в правде и добродетели «ниже аще не ямы, лишаемся» (1Кор. 8, 8). «Несть бо, — говорит, царство Божие брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Дусе Святе. Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови и искусен человеком» (Рим.14, 17. 18). А что рассуждением святых апостолов и преподобных отец разрешено употребление в пищу свиного мяса, — достоверным свидетелем сего служит блаженный Василий (Великий), который в своих постнических наставлениях преподобным отшельникам завещавает им, чтобы они, когда сходятся праздновать вместе с живущими в монастыре братиями, не гнушались приготовляемого варева из‑за того, что в него кладется немного „тарихо", которое, попросту сказать, есть ветчина, ибо „не по–жидовски"', говорит он, „мы отказываемся от мяса, но для того, чтобы таким воздержанием умертвить в себе скверные плотские движения, которые, обыкновенно, возбуждаются от жирной пищи и своими движениями оскверняют боговидное достоинство наших душ". Также удостоверяет сказанное тебе мною и великий в святости и в иноческом жительстве Пахомий, который после Антония Великого считается величайшим наставником многих преподобных иноков. Он, последуя древнему апостольскому преданию, более жирное свиное мясо предлагал мирянам, приходившим к нему для поклонения и ради духовной пользы, а худшим и костлявыми частями питал живших при нем преподобных иноков, и этим нисколько они не осквернялись, так как имели правильный образ мыслей. Но и об этом достаточно сказанного.
Мы же, уразумев все апостольское непогрешительное учение, боговдохновенные слова которых я тебе привел, постараемся благоугодить Создавшему нас всякою правдою и жительством, приличествующим христианам, удаляясь от всякого зла, лукавства, лести, неправды, лихоимства, присвоения себе чужих стяжаний и имений, лжи, клеветы, зависти бесовской, гордости и всякой плотской нечистоты. Воздержание от всего этого и отвращениe всею душою и всею мыслью от сих пороков, есть единственный истинно блaгoпpиятный Богу пост. А пока мы продолжаем пребывать в исполнении приведенных здесь богомерзких неправд нашей злобы, до тех пор не только не доставляет нам никакой пользы воздержание от мяс и рыб и вина и масла, но это еще более нас осудит, как полагающих всю надежду нашего спасения на одно воздержание от брашен; почему справедливо отнесется и к нам известное боговдохновенное пророческое изречение: «хранящии суетная и ложная милость свою оставиша» (Ион.2,9).
36. Повесть о соборе, намеревавшемся установить, чтобы священники, диаконы и иподиаконы были неженатые
Пафнутий, епископ одного из городов верхней Фиваиды, был муж благочестивый и чудотворец, которому во время гонений мучители выкололи глаз и которого впоследствии царь Константин часто призывал к себе и с любовью лобызал его глаз.
И это говорил тот, который отнюдь не познал брака и никогда не имел общения с женою, ибо с детства был воспитан в пустыне и был весьма славен по своему целомудрию. И весь собор епископов послушался слов Пафнутиевых и отложили рассуждение по этому предмету, предоставив воздержание от жены на произвол каждого желающего.
37. О вечносвященном и преславном рождении Единородного Сына и Слова Божия, Господа нашего Иисуса Христа
Просишь ты у меня разъяснения глупого вопроса Епифания и еще более глупого ответа юродивого. Неужели Епифаний тот, о Григорий, никогда не слыхал сказанного Моисеем Боговидцем: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1,1); также сказанного Давидом: «В началех Ты, Господи, землю основал ecu. и дела руку Твоею суть небеса» (Пс.101,26); также не слыхал апостола Павла, говорящего: «Многочастне и многообразие» и прочее, где ниже говорит о Сыне и Слове Божием: «Иже Сый сияние славы и образ Иnocmacu Его», и прочее известное (Евр.1, 1—3). Также и ответ юродивого вполне не основателен, чтобы не сказать—хульный, ибо стыжусь его святости. Если бы он твердо верил сказанному Иоанном Богословом: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу» (Иоан.1, 1—2), то есть, у Бога, то не дерзнул бы сказать, что прежде предстали вдруг невещественные певцы, затем—Слово, которое Он прежде изрек и извел из Своих мысленных огненных уст. Мы научены всем Священным Писанием, что безначален Отец, безначален Сын, безначален Дух Святый, и что не три безначальных Бога, но один Бог безначальный, Который есть Святая Троица, разделяемая в трех ипостасях, или лицах, соединяемая же существом, и что Она—та же одна и три, ибо никогда не был ни Отец без Слова и Духа Святаго, ни Слово без Отца, ни Дух Святый без Испустителя. Всегда Отец, всегда и Сын Его, всегда и Дух Святый, всегда Святая Троица. Троица была и есть и будет. А кто говорит, что после родился Сын от Отца прежде всех веков для сотворения бесплотных небесных сил, тот вместе с Арием признает Сына сотворенным и тварию, а не Творцем, и Троицу разделяет на два различные естества, на несотворенное и сотворенное существо. Если Сын и Слово Божие не собезначален Отцу и Святому Духу, то перестанем уже петь в церкви: „Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше"; также перестанем говорить: „Господи, еже от Отца Твое рождество бездетно есть и присносущно"…