Разные сочинения

Ты же трезвись и не всякому духу верь, но искушай «духи, аще от Бога суть» (1Иоан. 4, 1).

38. Предисловие к житию Соловецких чудотворцев

Святой Григорий Богослов говорит, что празднование обновления есть древний закон и установлен на пользу, ибо чрез это празднование достигается нечто великое; и промысл Божий о нас и всегдашнее попечение Создателя всех и Владыки выясняются всем людям, и становится ясно, что только этим промыслом и попечением строится все, касающееся нас, и направляется к нашей пользе. Точно так и деяния и достохвальные жития преподобных и богоносных отцов, их подвижничество и крепкое изнурение себя, их ежедневные борения с диаволом и постоянное тщание и попечение о лучшем, то есть, о том, что служит к славе Божией и к почитанию Владыки всех, —все это воспевается и пребывает всегда незабвенно и передается из рода в род, поощряя последующее роды к подражание их добродетели и исправлениям.

В виду всего сказанного, и я, непотребнейший, будучи понуждаем тобою, счел справедливым не предать забвений, а сделать известным последующим поколениям совершившееся непостижимыми судьбами Владыки всех и Бога. Хотя я и недостоин того, чтобы браться за это дело, но надеюсь на великие щедроты Господа моего и вспоминаю сказанное Его святыми и неложными устами при купине: «Аз есмь», говорит, «Сый» (Исх. 3, 14), и ныне Я тот же, тот же и во веки. Не сомневайся, говоря, что ты гугнив, ибо Я силен дать тебе язык многоглаголивый, да проповедуешь великую Мою благодать и восхвалишь благоугодивших мне и добре потрудившихся". Надеясь на эти слова, я, окаянный, дерзнул обратить к тебе свою грубую речь; прошу же вас со умилением, о боголюбивые, не осудите меня за это. Прямо растет кипарис, подымаясь высоко кверху, но только одним глазам доставляет собою наслаждение; смоковница же окружена снизу суковатыми ветвями, но своими медоточными плодами услаждает гортань. Так и суетное учение философов, которые говорят и рассуждают не о божественном, но упражняются в посторонних предметах, о которых нам не прилично и говорить. Они наполняют воздух пустыми словами, из которых ни одно не угодно Богу и не служит ни к восхвалению святых, ни на пользу и спасение людей, но все суетны и растленны. Наши же христианские похвалы, приносимый Богу и святым Его, хотя состоят из простых и бесхитростных слов, но дышат благодарением, каждому понятны и открыто служат на пользу всем слышащим. Таково житие преподобных отец наших Зосимы и Савватия, составленное блаженным Досифеем, учеником преподобного Зосимы, который описал оное подробно, слогом простым, так чтобы оно и для тамошних местных жителей было понятно и удобно для чтения. Ибо местные тамошние люди, живущие по берегу моря и вокруг того острова, мало знакомы с русским языком. Это—жители Ижерского края, чудь, лопари, далее каяне, мурманцы и многие другие народы. Из них многие приходили на жительство в обитель преподобных отец Зосимы и Савватия и здесь принимали пострижение в монашество. По этой причине Досифей написал житие преподобных без всякого хитрословия и краснорчия, а только для воспоминания их трудолюбивой жизни, чтобы слышащие ревновали им, последуя их добродетелям. После того случилось митрополиту Спиридону быть в обители Пречистой Богородицы, которая именуется Ферапонтов монастыре, как говорится в предисловии к житию блаженных тех отцов. Его упросили подробно описать и изложить лучшим слогом достохвальное житие сих преподобных. Он отчасти исправил оное и слог изменил к лучшему, но не все, оставив остальное в прежнем виде, по причине, как я выше сказал, живущим там лиц, принадлежащих к разным народностям. Ибо в то время из других городов мало кто приходил туда для приняли монашеского пострижения, а приходили только окрестные жители, как я упомянул выше, которые мало были знакомы с русским языком. Ныне же, по словам божественного Апостола, «явися благодать Божья спасительная всем человеком» (Тит. 2, 11), и не только живущие вокруг того острова истинные богочтецы и служители Христовы приходят сюда, но, благодатью Христовою, многие народы иных вер обратились в православную и благочестивую христианскую нашу веру и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, отказавшись от прежней своей веры и предав проклятию свои ереси. И те, которые прежде, как дикие звери, жили в непроходимых пустынях, в пещерах и в пропастях земных, не имея ни храма, ни иного чего, потребного для человеческой жизни, питаясь только животными и употребляя в пищу зверей и птиц и рыб морских, и что кто излавливал на охоте, то и продавал, —эти иноверные народы, говорю, как и выше я сказал, каяне и мурманцы, ныне стали православными христианами, и так далеко, благодатью Христовою, распространилось православие, что достигло до некоторого варяжского города, называемого Варгав и отстоящего от Соловецкого острова более чем на три тысячи верст. Здесь жил капитан, то есть князь, а теперь благоволением Отца, изволением Сына и содействием Святого Духа в этой местности устроился монастырь, в котором живет значительное число иноков и который находится от помянутого варяжского города в расстоянии шестидесяти верст, на реке, именуемой Печенга, близ моря. Все это, при помощи Божией, устроилось восходящими к Богу молитвами святых тех и богоносных Зосимы и Савватия. До поселения их на этом острове там весьма редко слышалось имя Христово. Когда же благоволил Бог, чтобы святое имя Его прославилось чрез угодников Его, то пустыня превратилась, как бы, в город. Хотя они и не в одно время жили, но были единомысленны.

Ибо сначала некоторые приходили к великому тому первому насельнику сего места, запрещали ему тут жить и с угрозами приказывали удалиться, чтобы не подвергнуться какому злу, пока жена одного из поселившихся там не подверглась биению от Ангела Божия, и когда она об этом рассказала своим, то все оттуда вскоре удалились. С того времени и доныне, они не посмели причинить пустынникам никакого оскорбления. О, чудо! Остров, бывший прежде пустым и никому неведомым, теперь вооружен оружием Святого Духа при посредстве крепких избранных воинов Небесного Царя, которые ополчились не против плоти и крови, но против начал и властей и миродержителей тьмы века сего, «к духовом злобы поднебесным» (Ефес.6, 12.), как говорит божественный велегласный Павел. И хвалится этот великий остров своими великодушными насельниками, лучше же сказать, гражданами, которые бесчисленными победами и славными одолениями, высоко вознеслись кверху, повергнув под ноги свои гордое лаяние бесов и обратив их в ничто. Христа же Вышнего Царя и великого Бога они прославили на земле, приняв и сами от Него великую славу на небесах, и ныне предстоят Святой Троице, молясь о нас со всеми святыми.

Высота неба непостижима; земли же широта и долгота необъятна; моря глубина неизмерима; святых же чудеса неисчетны и недоведомы. Сих же святых чудного жития начало следующее, как и в старину было сказано.

39. О Святителе и Чудотворце Спиридоне

Во время Первого Вселенского Собора, после долгих философских исследований и сильных доказательств, когда Отцы Собора продолжали спорить и сопротивляться на словах одному эллинскому философу, тогда преподобный Спиридон Чудотворец, епископ Тримифунтский, скорбя и сожалея по поводу сопротивления эллина, попросил Священный Собор, чтобы дозволено было ему поговорить с философом, и, после долгой просьбы, получив дозволение Собора говорить с философом, он так просто с великою тихостью и с уважением спросил его: „Веруешь ли, уважаемый философ, что один есть Бог, Создатель и Управитель всего?"И когда философ ответил: „Верую, честный отче", — преподобный опять спросил его: „Веруешь ли, что премудрейший этот Создатель имеет и Слово живое, Себе единосущное, Которым Он и сотворил все?"И когда тот исповедал и это, преподобный опять говорит ему: „Веруешь ли также, что Он имеет и Дух единосущный и присносущный Себе, и что Он есть, как мы и веруем в Него, един Бог в трех ипостасях и в одном существе и естестве и Божестве? Его Слово мы, научаемые и просвещаемые боговдохновенным писанием, проповедуем и исповедуем Богом совершенным в Своей ипостаси, и что Он в это последнее время соделался совершенным человеком, для спасения рода человеческого. Веруешь ли сему, господин философ?"На это философ, как бы какой благопокорный ученик, ответил: „Верую всему этому, честный старче!"Тогда преподобный говорит ему: „Зачем медлишь и не принимаешь бани пакибытия во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы тебе омыть свои грехи и чтобы, исполнившись Святого Духа, большее этого узреть и большему научиться?"Тот ответил преподобному: „Да будет так, как ты велишь, честнейший старче!"И когда он так сказал и пошел вслед преподобного в церковь, чтобы принять святое крещение, то некоторые ученики его, смутившись внезапною его переменою, стали его укорять, как оказавшегося побежденным так скоро одним неученым старцем. Тогда он на это сказал им: „Не удивляйтесь сему, любезные друзья мои!

И если вы хотите послушаться моих полезных для вас советов, то приступите и вы, и идите со мной вслед сего старца и просветитесь просвещением божественного разума посредством святой бани пакибытия".