Dogmatic Writings

Для показания Божества Христа Спасителя и Его Бо­жественной над всеми власти и силы, достаточно ска­зано доселе. Теперь обращусь к прочим скверного сего Магомета нечестиям и, с помощью Божией, из­обличу его, показав, что он, действительно, льстец и волк, облеченный в овечью кожу, и самого имеющего прийти богоборца—антихриста предтеча и проповедник Скажи мне—ты, нечестивейший всех нечестивых: так как ты похваляешь священную книгу Евангелия, то почему не повелеваешь твоим последователям креститься во Имя Отца и Сына и Святого Духа, как заповедал Иисус Христос, Бог всех, Который говорит в Еван­гелии от Матфея Своим ученикам: шедше в мир весь научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28, 19). Также и в Евангелии от Марка говорит: иже веру имет и крестится, спасен будет. Но ты, по великому твоему бесстыдству, всячески скажешь: „И я своим последователям строго повелеваю по несколько раз в день омывать себя чистою водою." Против этого твоего богомерзкого возражения, я скажу, во-первых, сле­дующее: ты кто такой, нечестивейший, или за кого себя почитаешь, что смеешь извращать это второе установление непогрешительного евангельского благоверия и таинственного очищения? Разве ты больше Иоанна Крестителя, кото­рый был послан самим Богом проповедовать народу иудейскому крещение покаяния в оставление грехов и который говорил крещаемым: аз убо крещаю вы водою в покаяние, грядый же по мне кргеплий мене есть, Ему же несмь достоин понести сапоги; Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Ты же кем послан? Ясно, что— самим диаволом, для извращения евангельской пропо­веди, так как он ненавидит эту проповедь, ибо она разоряет его козни против благочестивых и делает вполне ничтожною его человекогубительную силу; для этого ты и послан им. Ты одною слабою водою омы­ваешь несколько раз в день внешнее сткляницы и блюда, внутренность же их полна всякой нечистоты и беззакония, как говорит Бог всех и Спаситель Иисус Христос о подобных тебе фарисеях и книжниках. Крестил и Иоанн, но только водою; Христос же—Духом Святым и огнем,—не этим вещественным огнем, который у нас, но огнем Божественной любви, очищающим души и сердца верных от всякой греховной скверны плоти и духа и соделывающим их боговидными. Если же крещение Иоанново, который был более всех пророков и послан Самим Вышним, совершае­мое одною водою, не сообщало крещаемым ни оставления грехов, ни Духа Святого, как явствует из слов, сказанных Самим Христом ученикам Своим: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститься Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1, 5), то как ты, нечестивейший, думаешь одною слабою водою очищать себя и последователей своих от нечестия сердец ваших, не будучи послан от Бога и не крещаясь во имя Отца и Сына и Святого Духа? Как вы очиститесь от нечестий ваших, если не будете веровать всею ду­шою, что распятый добровольно Иисус Христос есть соприсносущный Сын и Слово безначального Отца, пришедший в мир грешников спасти? Сам Единородный Сын и Слово Божие явственно объясняет это в Еван­гелии от Иоанна, говоря: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всякий веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16). И не­сколько ниже говорит: веруяй в Онь (Сына), не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единородного Сына Божия (Там же, ст. 18). Тоже самое говорит о нем и креститель Иоанн в том же Еван­гелии: веруяй в Сына имать живот вечный; а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребы­вает на нем (Там же, ст. 36). В силу этого неложного изречения, на тебе, более всех других прежде тебя бывших богоборных еретиков, пребудет гнев Божий, так как ты не одно только Божество Единородного отметаешь, но и самую евангельскую проповедь всю злочестиво извращаешь, и всеми способами ратуешь против благочестивой христианской веры и ополчаешься на нее. Какой неправды, каких бесстыдных дел и какого беззакония нет в богомерзких твоих Писаниях и повестях? Но дабы, перечисляя все твои нечестия, не вложить в мысли благочестивых неисчерпаемую тину твоего злосмрадия,—предложу два или три из них и, обличив их, закончу слово.

Если Божественное Евангелие почитается у тебя справедливым и правильным и сшедшим с неба, то зачем ты, нечестивйший узаконяешь противное ему? Оно говорит Саддукеям: прельщаетеся не ведуще писания, ни силы Божия; в воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко ангели на небеси суть (Мф. 22, 30); ты же, нечестивейший, узаконяешь противное, обещая своим последователям множество прекрасных отроковиц, приготовленных Богом по воскресении, и продолжительное пребывание в ненасытном безобразном скотоподобном студодеянии, да еще пред самим Богом. О, какое нечестие! Воистину, гроб отверст гортань твоя, сквернейший, изрыгающая всякие гнусности, скотскую нечистоту, нестер­пимый смрад и бесовские хулы на Бога, которыми, уни­чижая Его, утверждаешь, скверный, что Бог услаждается их студодяниями. Воистину, злейший бес и богоборец, дух нечистый, вселившись в скверной твоей душе, движит вредоносный твой язык говорить и писать такие хулы к прельщению и вечной погибели тех, которые покоряются твоему нечестию. К тому же, если Божествен­ное Евангелие справедливо и правильно, как сам гово­ришь, и как мы веруем и исповедуем, то зачем, вопреки заповеданию Евангелия отнюдь не клясться ни небом, ни землею, и ни чем иным, ты, нечестивеший, повелеваешь своим последователям не отказываться ни от какого вида клятвы для обмана христиан? Для чего повелел это ты, нечестивеший, твоим последова­телям? Очевидно, что ни для чего иного, как только для того, чтобы таким способом окончательно истребить распространившуюся по всей вселенной державу христианских царей, властителей и князей.

Многочисленно и разнообразно твое, или лучше сказать, вселившегося в тебя скверного беса, против нас, благочестивых, коварство и беснование, которое если бы кто захотел вполне раскрыть и обличить, то был бы вынужден составить целую огромную книгу. Поэтому, не желая осквернять ум свой неисчерпаемым смрадом твоих подобных калу обещаний и повестей, представ­ляю это другим, боле искусно, чем я, владеющим даром слова. Следующее же твое обещание вместе и хвалю и обвиняю. Ты заповедуешь своим последовате­лям, говоря: „Если кто из вас будет когда нибудь принуждаем христианами отречься меня и подвергнется за это мучениям, то не отказывайтесь от такого отрицания, хотя бы это случилось с кем нибудь из вас и многократно. Это, говоришь, я ни во что не вменяю; ибо я щедр и милостив,—не как Христос, Который немилосерд, и окончательно отлучает от себя того, кто однажды Его отречется". Против этого твоего завещания я так тебе отвечу. Если ты признаешь себя праведником и другом Божиим, и от Него посланным к людям как законодатель, то как же ты сам себе противоречишь, и дозволяешь своим последователям отвергаться тебя, если подвергнутся различным мучениям? Выше же ты сказал, что послан от Бога мечем и оружием нещадно убивать всех отметающихся тебя и твоих слов. Однако за это обещание ты заслуживаешь и похвалу: ибо ты достоин, и вполне достоин не только того, чтобы отвергались, но и чтобы быть тебе от всех, вообще, проклинаемым, оплевываемым и презираемым, как нечестивый и явный богоборец, и самого грядущего антихриста предтеча и упоминаемый (в Писании) лживый пророк. Ибо Писания твои, заветы и умышления, исполнены всякого нечестия, нечистоты и беззакония. Как же ты, одушевленное орудие и жилище самого диавола, осмеливаешься, по великому твоему беснованию, называть себя милостивейшим Самого Христа, Который есть над всеми Бог, при чем лжешь в этом, как и во многом другом, на Спасителя Христа? Ибо не того отвер­гает Христос, кто только Его отречется, но того, кто после отречения не кается, а пребывает в нечестии, не желая обратиться. Доказательством сего служит верховный Его ученик, блаженный Петр, который трижды отвергся Его во время Его предания, но покаялся и горько оплакал это, почему не только принял его Христос но и сподобил большей против прежнего чести, трижды утвердив за ним первенство над прочими учениками и соделав истинным пастырем. А что ты—лжец и льстец, богоборец, посланный самим сатаной для из­вращения всего Христова Божественного Евангелия, на погибель многих народов, последующих тебе, в этом сам Христос в Божественном Евангелии своем обличает тебя, нечестивейший, говоря так: иже несть со Мною, на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточает (Мф. 12, 30).

Но, может быть, скажешь, по великому твоему безбожию, что и ты собрал столько народов и постоянно собираешь к последованию твоему нечестию?—Действительно, и ты соби­раешь,—и мы это признаем,—но не со Христом, и не так, как Христос, но противоположно Ему. Он непогрешительным богопознанием и узким и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, собирает чистую пшеницу, то есть святые и богозрительные души, в свои небесные житницы, то есть, для жизни вечной и царства непоколебимого. Ты же, о нечестивейший, твоим преданным от беса скотоподобным узаконением, широким и просторным путем, ведущим в вечную поги­бель, собираешь не чистую пшеницу, как Христос, но плевелы и  тростник, выражаясь словами Евангелия, сгораемые в вечном огне вместе с тобою и отцом твоим диаволом начальником и собирателем и тайноучителем новоявленного твоего нечестия. Если бы ты собирал со Христом, то никак не отвергал бы, сквернейший, Христово крещение, которое совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа, которое очищает всякую скверну греховную, а крещаемых, приемлющих оное с правою верою и искренним желанием, соделывает богоподобными. если  бы ты собирал со Христом, то никак не отвергал бы превосходящую всякий ум и слово тайну святой и поклоняемой Троицы, но исповедал бы с нами Отца безначального и присносущного, Сына единосущного и собезначального Отцу, и Духа Свя­того соприсносущного Им и собезначального,—триединого Бога в трех ипостасях, нераздельно разделяемого и опять неслитно соединяемого существом. Если бы ты был со Христом и с Ним собирал, то учил бы сво­их последователей знать, что по воскресении ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии пребывают на небеси, как учит божественное Христово Евангелие (Мф. 22, 30), и не обещал бы им по смерти и после воскре­сения из мертвых красивых отроковиц, и рек вина, молока и меду, и рая, оскверняемого и отвергаемого по причине ненасытного и скотоподобного насыщения твоего и твоих последователей; но говорил бы и ты со Христом и с Павлом премудрым: несть царство Божие брашно и питие, но правда и мире и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17). Если бы ты стоял со Христом и с Ним собирал, то завещал бы своим последователям, говоря: если кто хочет идти вслед Христа, то есть, войти в царство небесное, тот пусть отвержется самого себя, то есть своих похотей плоти и души своей, и пусть возмет крест свой, чем обозначается добровольное умерщвление своих чувств, и вслед Его пусть ходит, есть, пусть проводит жизнь по Его святым заповедям. Ты же, законополагая и завещая противное сему, ясно доказываешь, что ты послан самим богоборцем — сатаной, как предтеча антихристов, на погибель мно­гих народов, проводящих скотоподобную жизнь.

Надлежало бы нам, узнав из всех боговдохновенных писаний твою во всем бесовскую прелесть и твое нечестие, здсь закончить слово касательно истины и не трудиться напрасно в излишнем многословии, доказывая, что тьма не есть свет, но тьма, и что навоз не есть вкусный хлеб, но смердящий кал: таковы все твои, сквернейший, и законоположения, и обещания, и повествования. Воистину скотский был у тебя нрав, исполнен­ный всякой злобы и бесовского лукавства! А так как ты, по великому твоему бесовскому тщеславно и безумно, осмелился сказать о себе, что восходил на небо, и что там ты видел богомерзкое имя свое врезанным на правой стороне престола Божия, и что видел самого Бога, Коего никто никогда из людей не видел, как засвидетельствовал Единородный Сын Божий, Который говорит в Евангелии от Иоанна: Бога никто виде нигдеже, Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. I, 18), то и представляется нам необходимым еще про­должить слово истине евангельской и изобличить тебя в этом, как и во многом другом, что ты лжешь и по­добно диаволу велеречишь и хвалишься. Изобличит же тебя не простой какой нибудь мудрец мира сего, но сам Христос, ипостасная Бога—Отца Премудрость, Которая и сотворила все существующее и сохраняет. Он так го­ворит в Евангелии от Иоанна к Никодиму, одному из князей иудейских, который пришел к Нему ночью: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Иоан. 3, 3). И опять там же: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити во царствие Божие (ст. 5), и к этому присовокупляет, говоря: и никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, Сый на небеси (ст. 13). Таковы достопоклоняемые слова Бога всех и Спасителя, Иисуса Христа, сказанные Никодиму. Ты же, нечестивейший, все это вменив как бы ни во что, гово­ришь о себе, что взошел на небо, тогда как вовсе не рожден свыше, не крестился водою и Духом Святым во имя Отца и Сына и Святого Духа, и не исповедуешь Христа истинным Богом и Творцом всего. За кого ты себя почитаешь, нечестивейший и сквернейший всех прежде бывших богомерзких еретиков? Владыка всех и Бог говорит: никтоже взыде на небо, а ты, извращая божественное сие изречение, говоришь о себе, что взошел на небо. Неужели ты больше Авраама и Исаака и Иакова, самого Моисея и Аарона, Илии и Елисея и прочих, после них бывших боговдохновенных пророков, из которых никто не взошел на небо, по божественному изречению Бога всех и Спасителя Христа? За какую же твою добродетель, или за какое благоверие, за какую правду и истину и ревность к евангельской истине, удостоился ты от Бога такого восхода? О, какое страшное хуление и нечестие! Те родились по обетованию Божию и считаются происходящими от благословенного семени Авраама, Исаака и Иакова, и проводили жизнь непорочно, по свя­тым Божиим заповедям, — и не хвалятся, что взошли на небо, ты же, родившийся от Измаила, сына рабыни Агари, прогнанного, по повелению Божию, от наследия Авраамова, и признаваемый происходящим от возненавиденного Богом колена Исавова, и при том извращая и отвергая святые заповеди и Богом преданное учение и повеления Иисуса Христа, родословимого по плоти от благословенного семени тех,—ты ли взошел на небо и видел Самого Бога, которого никогда никто не видал и видеть не может, как утверждает апостол, и имя свое богомерзкое видел врезанным на правой стороне престола Владыки? Воистину, ты ученик и подражатель отца твоего—диавола, который похвалился некогда, говоря: выше звезд небесных поставлю престол мой, взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Исаия 14, 13. 14). В храм свой, который в Иерусалиме, Бог строго воспретил законом Моисеевым вход моавитянину и аммонитянину: тебе ли сквернейшему, происходящему из их рода, Он дозволил восход на небо? Но что общего у света со тьмою, или какое общение Христу с велиаром? Он—Свет мыс­ленный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир, как Сам о Себе говорит: Аз свет в мир приидох (Иоан. 12, 36), и опять: Аз есмь свет миру, и ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет жи­вотный (Иоан. 8, 12). Кто верит во Христа, крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа, как заповедал Христос, и идет вслед Его, то есть, жительствует по Его спасительным заповедям, тот имеет свет жи­вотный, который есть истинный разум Богопознания, а не ходит во тьме твоей бесовской прелести и твоего не­честия, сквернейший. Христос — Свет, пришедший в мир, именуемый в Священном Писании Солнцем правды, Который присносияющими лучами евангельского боговедения и узаконения озарил всю вселенную. Ты же, нече­стивейший, — тьма и злой волк, душегубец, бес во плоти и прелестник, пришел в мир, чтобы всячески прельстить скотоподобных людей тем, что дозволяешь им всякое беззаконие и всякую неправду. О Христе Спа­сителе и о Его Божестве, о боговедении, истинном бла­гочестии и вечном царствии, и о том, что Он имел прийти в мир сей и воплотиться от Духа Святого и чистой непорочной Девицы, и наставить на путь непогрешительного боговедения и благочестия и всякой правды отпадшее бедное естество человеческое, об этом не только все боговдохновенное пророческое и повествова­тельное писание говорит и изъявляет, но и многие из еллинских мудрецов предузнали, будучи вразумлены Богом, и поместили в своих Писаниях,—одни гадательно и прикровенно, а другие — ясно и открыто. Из них первый—Орфей, древний премудрый еллинский поэт, говорит о Христе, что Он имеет родиться от Девы (Марии). А премудрые пророчества гадательницы Сивиллы о явлении Христа Спасителя, о спасительных Его страданиях, о воскресении из мертвых Его и всех от начала умерших,—

О тебе же, нечестивейший, ка­кое когда боговдохновенное писание упомянуло, как о добром и посланном от Бога? Как о добром—ни одно, а как о тате, о звере, о свинье и диком вепре, ощипывающем и поядающем избранную лозу Господню, которую насадила десница Вышнего,—об этом все бого­вдохновенное писание поминает и изъявляет твое богоборное бешенство, коим ты бесишься против истины евангельской, усиливаясь окончательно истребить ее с лица земли. Ты, воистину,—тот упоминаемый в Еван­гелии тать, который приходит, да украдет и убиет и по­губит. Льстивыми своими речами и обещаниями широкого и пространного пути, ты крадешь человеческие души, уловляя их в свое нечестие, мысленно закалаешь их в жертву богоборцу, отцу твоему—диаволу, и оконча­тельно погубляешь, увлекая с собою на самое мрачное дно ада. Ты, воистину,—та свинья и тот дикий вепрь от дубравы, то есть, из чащи бесчисленных твоих лжеучений, который озоба и пояде (Пс. 79, 14), правильнее же всегда ощипывает и поядает избранную лозу, которую насадила десница Вышнего (там же ст. 16). Ты—тот мысленный волк (Иоан. 10, 12), который похищает из благочестивого стада словесных овец Христа Спасителя и разгоняет их—увы! по причине нерадения их па­стырей (там же ст. 13). Ты, без сомнения,—тот зверь, который восходит от земли, то есть, из скотской жизни, и имеет два рога, подобные агнчим, собеседующей с первым зверем, то есть, антихристом, содействуя, ему в прелыцении многих неутвержденных народов и предуготовляя ему кривые пути, отводящие в вечную погибель. Два же рога агнчих присваивает тебе божественное пророческое откровение, показывая этим ясно твое лицемерное злокозненное поведение,—что ты из обоих заветов Божиих позаимствовал некоторые обы­чаи и завещания. Ибо последуя иудеям, ты признаешь в Боге одну ипостась, а не три, как учит божествен­ное Христово Евангелие и все древние боговдохновенные богословы, и повелеваешь твоим последователям обре­зываться, гнушаться свиного мяса, очищать себя частыми омовениями, и узаконяешь им другие суетные и неполез­ные иудейские обряды. Таковы хитрые твои действия от­носительно иудеев; относительно же христиан показы­ваешь вид, что не вполне отвращаешься от Христа, как иудеи, но на половину исповедуешь Его, называя святым Божиим пророком, несравненно высшим всех пророков, но не Богом и не Сыном Божиим, а считаешь и называешь Его рабом Божиим. Божествен­ное Евангелие сильно хвалишь, превозносишь и свиде­тельствуешь о нем, как о святом и сшедшим с неба, содержащиеся же в нем божественные догматы и повеления все, вообще, попираешь, нечестивейший, и всеми силами стараешься ниспровергнуть. Но не одолеет вполне злоба добродетели, и нечестие не победить непогрешительного богоразумия. Сказано самим Богом, Иисусом Христом в Божественном Евангелии: всяк падый на камени сем, сокрушится: а на немже падет, сотрыет и (Мф. 21, 44). Это тот камень, который божественный пророк Даниил видел тайно отделившимся от горы, без руки мужеской, и сокрушившим составленное из различных частей тело, показанное во сне Навуходоно­сору, царю Вавилонскому; самый же камень превратился в гору великую и покрыл всю землю. Этот мыслен­ный камень сокрушит всячески и тебя, когда ты окон­чательно падешь на него, и предаст тебя глубинам забвения, как и всех, подобных тебе нечестивых го­нителей и мучителей, взбесившихся против него. Ибо неложен. страшен и всесилен Бог и Отец Единородного Сына и Слова Своего, Иисуса Христа, над всеми Бога, о Котором и ради Которого дает такие обещания, говоря устами Давида, пророка и царя: положих помощь на сильного, вознесох избранного от людей Моих: обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах Его, Ибо рука Моя заступит Его, и мышца Моя укрепит Его (Пс. 88, 20 и далее). Затем, чтобы кто либо не подумал. что это сказано о Давиде, сыне Иессееве присовокупляет, говоря: ничтоже успеет враг на Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его. Против Давида возмог враг—диавол, который называется и сыном беззакония, ввергнув его в грех прелюбодеяния и убийства Урии; на Богочеловека же Слово никак не возмог, хотя и трижды к нему приступал, когда Он постился в пу­стыни, но, будучи трижды низложен Им, отступил от Него со стыдом. Далее сказано: И ссеку от лица Его враги Его, и ненавидящия Его побежду. И истина Моя и милость Моя с Ним, и о имени Моем вознесется рог Его: и положу на мори руку Его, и на реках десницу Его. Той призовет Мя: Отец Мой еси Ты, Бог Мой и заступник спасения Моего. И Аз первенца положу Его, высока паче царей земных. Все это показывает божественное заступление, силу и славу и царство Богочеловека—Слова по челове­честву: ибо Он Бог и Царь всех, сущих на земли, Вседержитель и всесильный Господь.

А что евангельский завет, который Он преподал священным ученикам Своим, а чрез них и всем верующим в Него, пребудет до конца непреложным, и не переменится, как ветхий, и что семя Его, то есть, род христианский, пребудет во веки,—

Затем приводит, говоря: и свидетель на небеси верен, то есть, сам Я, Создатель всего, свидетель Христу Моему, что все это так будет, как Я клялся о Святом Моем, что не солжу Давиду, то есть Христу, почитаемому по челове­честву от семени Давида, сына Иессеева. Если же это так написано о Христе самим блаженным пророком и царем Давидом, как бы от лица Самого Бога, и так исполнилось, то ты, нечестивейший, извращающий все Христово Евангелие, отрицающийся Божества Его и силы господства, попирая все Его святые заповеди и не приемля догматов о Святой царствующей Троице, восставая на Христово Евангелие и христианский народ всяким способом гоня и преследуя и стараясь оконча­тельно истребить его,—

Если, как сказано выше, Создателем всех с клятвою обещано, что семя Христа Его, то есть род христианский, пребудет во веки веков, и престол Его, яко солнце пред Богом—Отцем, то зна­чит, что твое нечестивое семя, как противное Христу. истребится на веки, как говорит Священное Писание: яко грешницы погибнут, врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша (Пс 36, 20). Услышь же и причину вечного пребывания благо­честивых: яко благословящие Его, то есть, Христа, наследят землю (там же 22), то есть горний Иерусалим, по кото­рому ходят ноги кротких; кленущии же Его, то есть, Христа, потребятся, как и несколько ниже говорит: беззаконницы же изженутся и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней. И опять немного ниже говорит: храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе, останцы же нечести­вых потребятся; спасение же праведных от Господа (Пс. 36, 28. 29. 37. 38).

Ты же, нечестивейший, который ни незлобия, ни пра­воты не хранишь и не видишь, а напротив, ввел в жизнь сию всякую злобу, всякое беззаконие, растление и извращение всякого благочестия и увеселяешься войнами против благочестивых, пленениями их и кровопролитиями,—нет тебе останков, то есть, нет для тебя по смерти никакого участия с праведными, как не благо­словляющему с ними Царя и Спасителя их Иисуса Христа. Твое общение—с клянущими его, богоборными иудеями, и наследие твое—с отцем твоим, диаволом в геенне неугасимого огня, как его ученика и споспешника в хулениях против Христа. Имея живущим в скверной душе и в сердце твоем самого диавола, и всеми способами отметаясь присносущного Божества Христова и господства Его, ты не остановился возвести на Него и следующую клевету. Ты хульно говоришь, что когда Он взошел на небо, то Бог спросил Его: «Правда ли, что Ты на земле Сам Себя назвал Богом?", и что на это Он ответил: „Нет, Господи! Это люди ложно придумали против Меня такую не­правду. О, какая беспримерная твоя злоба, какое ковар­ство, сын диавола!

Дойдя до этого места, я был объят великим недоумением, как возмогу должным образом изобличить твое нечестие и безумие? Однако, призвав в помощь Христа. Спасителя, ради Которого подъят мною весь этот труд, по мере моих сил не отступлю от обличений, но покажу, что и в этом ты лжешь и произносишь хулы на Божество Единородного, равно как и против всех святых Божиих пророков и апостолов, и про­тив самого архангела Гавриила, посланного от Бога к Деве Марии, происходящей от семени Давидова. И что я говорю об архангеле и пророках,—ты и на Самого Вышнего, знающего все прежде бытия, изощрил богоборный язык свой. Если ты по истине, а не лицемерно и по бесовскому коварству восхваляешь божественное Евангелие, то Евангелие говорит явственно: в месяц шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога  во град Галилейский, ему же имя Назарет, к деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давидова: и имя деве, Мариам. И вшед к ней ангел, рече: радуйся благодатная: Го­сподь с тобою! (Лук. 1, 26—28). Если же от Бога послан был Гавриил благовестить Святой той Деве пришествие Господне, или, что тоже, возвестить, что Бог благоизволил вселиться в Нее, ибо только один Бог есть Гос­подь, как Создатель всего и по Божеству владеющий всем, то как же ты, сквернейший, говоришь, что Бог спросил Христа, когда Он взошел на небо, правда ли, что Он Сам Себя на земле назвал Богом? Разве че­ловека или ангела послал Бог с неба в девическую утробу? Если бы архангел знал, что к Ней (для воплощения) послан от Бога человек или ангел, то не называл бы его Господь, и не сказал бы: тем же и рождаемое от тебя свято, наречется Сын Божий; также не назвал бы Его Вечным Царем, говоря: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца. Итак, Господь послал к Деве Единородного Своего Сына и Слово, Который есть Господь всех и Владыка, как и Сам Единородный говорит о Себе чрез пророка Исаию: Господь посла Мя и Дух Его (Исаия 48, 16). Что Священ­ное Писание не только Бога Отца называет Господом, но и Единородного Сына Божия,—услышь внимательно, что говорить о Обоих блаженный пророк и царь Давид: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, и прочее (Пс. 109, 1). Вот два Господа—Отец и Сын. И опять там же: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 3). Господь Отец говорит это Единородному Сыну и Слову своему. Человека ли рождает Бог? Как Бог и Господь боголепно рождающий, Отец из чрева, то есть, от Божественного существа Своего, рождает Бога и Господа, по всему подобного Себе. Что же после этого? Клятся, говорит, Господь и не раскается. О чем клялся? Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4). И опять в другом месте тот же царь и пророк говорит: Господь с небесе на землю призре, то есть, Сын Бога Отца. Для чего призрел? услышати, говорит, воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу его во Иерусалиме. Вот, Гос­подь призревший с небеси на землю, это—Сын; также Господь и Тот, чье имя Он пришел возвестить в Сионе. Если Бог Отец, как Господь, именуемый так всеми божественными пророками, послал в мир Гос­пода, то есть, Единородного Своего Сына, чтобы все по­читали Сына, как почитают Отца, как Сам Едино­родный говорить это о Себе; и опять Он же говорит: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал еси, Иисуса Христа (Иоан. 17, 3): то как же ты представляешь Бога, с негодованием спрашивающим Христа, правда ли, что Он Сам Себя на­звал пред людьми Богом, и—Христа, как бы со страхом отвечающего: „Нет, Владыка, этого Я не смел сказать, но люди на Меня солгали?" Пусть будет и так, как ты хулишь, сквернейший, пусть ученики Его, написавшие святое Евангелие, солгали на Него. Неужели же и божественные пророки, посланные Самим Вышним за много лет до преестественного воплощения Его, кото­рые по внушению Святого Духа называют Его Богом,— солгали на Него?—О, какая богомерзкая хула, какое нечестие с твоей стороны, сквернейший! Если же и эти солгали, то значит по твоему безумию, что и Сам Вышний солгал, предпослав их и открыв им сокрытое от века у Бога таинство превосходящего всякий ум и всякое слово вочеловечения Единородного Сына и Слова Своего. Ибо откуда они, люди смертные, могли предузнать эту великую и страшную тайну, которая неизвестна была самим святым ангелам, если бы Сам Бог не открыл им? Если же Бог открыл ее, то как, по тво­ему, Он ее не знал? Ибо спрашивать с негодованием о том, о чем сам ранее свидетельствовал чрез своих пророков, свойственно незнающему. Но очевидно, что такой безумец есть тот, который вразумил тебя произносить такие хулы на Бога Вышнего и на святых его пророков и апостолов,—отец твой, диавол. Ни одно благое дело Божие, ни одну тайну он никогда пра­вильно и благочестиво не разумел и разуметь не мо­жет, ибо обезумело неразумное его сердце с тех пор, как он восстал против своего Владыки и Создателя. Поэтому, увидев Его уже в человеческом образе, пребывшим 40 дней и 40 ночей в посте, и не пости­гая таинства чрезестественного Его воплощения, в недоумении приступил к Нему с лукавством, говоря: аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3). Пойми же, неразумный и самых камней бесчувственнейший, скверный Магомет: отец и учитель твой, диавол, и против своей воли исповедует Его Сыном Божиим, вочеловечившимся Богом—Словом; ибо он, без сомнения, слышал, как на Иордане Отец свыше свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием, го­воря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благово­лих. Ты же, нечестивейший, отметаешься Его Божества и обвиняешь всех, вообще, бывших от века Божиих пророков и святых Его учеников и апостолов, и са­мого Вышнего, и Единородного Его Сына.

Ибо он знал, что один Бог силен сотворить такое великое чудо, то есть, претворить жесточайшее естество камня в приятный хлеб. Если же и самому отцу твоему, диаволу, не повинуешься, то что другое о тебе сказать и думать, как только, что ты— нечестивее и самых бесов, безумнее и хуже самых неразумных скотов?

Показав тебя таковым, каков ты и на самом деле, пора уже нам сказать о тебе известное божественное изре­чение блаженного пророка и царя Давида: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13,1). Поэтому, ты достоин на­зываться безбожником, согласно евангельского божественного изречения, которое говорит: иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его (Иоан. 15, 23. 24). Хотя и кажешь­ся исповедующим Единого Бога, но не так, как открыл Он о Себе чрез Самого Единородного и Святого Духа,— сначала—древним пророкам, затем—святым учени­кам Христовым и апостолам; но противное им пропо­ведуешь и узаконяешь, нечестивейший, стараясь всеми средствами извратить пророческую и евангельскую тайну о Святой Троице, отвергая все догматы, всю проповедь и все евангельское и апостольское законоположение нового завета. Но никак не победишь его окончательно. Хотя в настоящее время, за грехи наши, попущением Божиим, по Его непостижимым судьбам, ты, по-видимому, и превозмог, и нападаешь на благочестивых,—ты, нечести­вый и безбожный; но всячески некогда будешь сокрушен и ты, и имя твое погибнет с шумом, как по­гибли бывшие прежде тебя суровейшие гонители: иудеи, римляне и греки. Сказали неложные уста Вседержителя Бога, Иисуса Христа, верховному ученику Своему Петру: ты еси Петр, то есть, камень, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей (Мф. 10, 18). Вратами адовыми назвал Он восстающих по временам против благочестивой христианской веры по всей вселенной богоборных царей и суровых зверских му­чителей и гонителей, одним из которых явился ты, сквернейший, который сильнейшим образом и коварно преследуешь и прельщаешь верных, как никто из бывших прежде тебя гонителей:—одних, посредством насилия и мучительства, других—обещаниями многих даров и великих санов, а некоторых—лицемерием, под предлогом, будто бы, благоверия и правды; больше же всего —тем, что дозволяешь повинующимся тебе хо­дить широким и пространным путем, вводящим в вечную погибель, по божественному изречению страшного и неподкупного Судии, который есть надо всеми Бог, Спаситель Христос. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.