Новый эклогион

— Нужно узнать, хотела ли преподобная этого, потому что мы должны делать то, что ей нравилось. А ей нравилось то, что угодно Богу.

Была здесь одна дева, первая из всех прочих — диаконисса саном — по имени Лампадия. Она знала в точности, что заповедала преподобная в отношении своего погребения.

— Нарядом святой была ее чистая жизнь, она была ее украшением при жизни, пусть будет и ее погребальным саваном. А то, что служит для украшения тела, она не принимала и при жизни, зачем же украшать ее при погребении? Но даже если мы и захотим сделать что–то большее для ее тела, то у нас ничего не готово, — сказала она нам.

— Вы не приготовили ничего из того, во что бы можно было одеть тело? — вновь спросил ее я.

— Вот, все у нее здесь готово: ее одежда, покрывало, стертая обувь. Это ее богатство и ее имение. А кроме этого, ты видишь, что нет ничего, что бы хранилось в сундуках или келье. Она знала лишь одно хранилище для своего богатства — Небо, куда все и собрала, ничего не оставив на земле.

— А если я принесу что–нибудь из того, что я приготовил для ее погребения, ей понравиться? — поинтересовался я у Лампадии.

— Конечно, и если бы святая была жива, то она приняла бы от тебя это приношение по причине твоего архиерейского сана, и потому, что ты ее родной брат. Вот поэтому игумения и повелела, чтобы ты предал ее тело на погребение собственными руками.

Получив согласие облечь святые мощи в то, что у меня было с собой, я велел своему человеку принести одежду.

— Вот ее шейное украшение, — сказала мне Вэтиани, покрывавшая священную главу преподобной. Она показала мне железный крест и кольцо, висевшие на тонкой нити У сердца преподобной.

— Пусть это будет общим приобретением. Ты возьми себе крест, а мне достаточно будет кольца, — ответил я благочестивой жене.

Как поведала мне Вэтиани, на печати кольца был выгравирован крест, а внутри него была частица Животворящего Креста Господня.

Когда пришло время облачить чистое тело в одежды, блаженная велела мне послужить в этом, а присутствующая Вэтиани промолвила:

— Не пропускай великого чуда, совершенного святой.

И тотчас же она обнажила часть груди преподобной и, поднеся поближе светильник, показала мне маленькую точку на коже, напоминавшую след от укола иголкой.

— Ну и что это за чудо, что на теле есть такая точка? — в недоумении спросил я.

— Это осталось в воспоминание о великой помощи, что Бог оказал преподобной. Однажды в этом месте образовалась сильная опухоль, которая могла стать неизлечимой, поэтому ее мать упрашивала Макрину разрешить врачу вырезать ее. Но блаженная подумала, что если какую–либо часть ее тела увидит чужой человек, то это будет хуже болезни, от которой она страдала. Когда пришел вечер и она закончила обычное свое служение матери, то вошла в алтарь и осталась там на ночь. Припав к Врачу всех, она молилась об исцелении. Из пролитых ею слез она сделала помазание и приложила его вместо лекарства к груди. Поскольку же мать очень жалела ее и снова уговаривала показаться врачу, святая ответила, что если мать собственной рукой перекрестит больное место, то она выздоровеет. И тотчас же, как только мать перекрестила ей грудь, случилось чудо: опухоль исчезла, и осталась только эта точка, как напоминание о Божественном исцелении и как повод для постоянного благодарения Всемилостивого.

После того как тело святой было приготовлено к погребению, Вэтиани снова мне сказала:

— Не нужно, чтобы святая в глазах дев выглядела украшенной как невеста. У меня есть темное покрывало вашей матери. Им мы накроем святые мощи сверху, чтобы не казалось, что священная эта красота блистает чуждым для нее украшением одежды.

Это черное покрывало сверху положили на святую, но и в нем ее лицо сияло. Полагаю, что Божественная сила добавила святым мощам такую благодать, что, как я уже видел во сне, казалось, от этой красоты исходили некии молнии. Когда мы закончили, псалмопения дев вперемешку с рыданиями были слышны повсюду, не знаю, как узнали о ее кончине, но народ все шел и шел, и монастырский двор уже не мог вместить всех желающих. В ту ночь было совершено Всенощное бдение с псалмопениями, как бывает на праздники мучеников. А когда наступило утро, множество собравшихся мужей и жен рыданиями перебивали псалмопения. Я же, хотя весьма и переживал от скорби, но думал, насколько это возможно, о том, чтобы не упустить ничего из того, что положено при погребении, вследствие чего разделил собравшийся народ: жен поместил с девами, а мужей — с монашеским чином, и сделал так, чтобы они, как два хора, стройно и упорядоченно пели.

Когда наступил день, и от собравшегося народа стало совсем тесно, епископ той местности по имени Араксий, пришедший на погребение со всеми священниками, попросил и меня нести мощи к месту погребения. Я первым поднял ложе покойной за один край, епископ — за другой, а два почтенных клирика — за два оставшихся, и мы спокойно тронулись в путь. Впереди процессии, с двух сторон, шло множество диаконов и чтецов — все с зажженными свечами. Поскольку и шедшие впереди, и шедшие позади пели псалмы, похороны Макрины напоминали некое торжественное шествие.

Расстояние до храма Святых мучеников, где были погребены тела наших родителей, составляло семь или восемь стадий*, но из–за множества народа мы едва прошли его за день. Когда, наконец, мы достигли храма и начали молиться, рыдания народа возобновились с новой силой; перед тем как опустить игумению в могилу одна сестра стала бесчинно восклицать: