Новый эклогион

— Мир тебе, Мой служитель, не бойся. Весьма большую радость доставляют Мне твои дела, и молитва твоя весьма приятна и угодна Мне. Возрадуйся же, и прими щедрую награду за труды твои. Вот, Я даю тебе такой дар: все, что ты ни попросишь во имя Мое, дастся тебе. Грешникам же, за которых ты будешь ходатайствовать ко Мне, отпустятся грехи, — обратился к Паисию Вседержитель.

— Христе Царю, ах, если бы мне, несчастному, сподобиться получить от Тебя благодать просить то, что необходимо для меня, дабы мне легко пройти по спасительным путям Твоих повелений ведь без Твоего Промысла мы не можем творить никакого добра. Если Ты пролил драгоценную Свою Кровь ради нашего спасения, согласился претерпеть смерть и погребение Воскресением Своим даровав нам вечную жизнь, то сколько смертей мы должны претерпеть ради любви Твоей?

С этого дня преподобный действительно получил от Бога дар исполнения всего испрошенного. У одного старца умер послушник, прельщенный завистливым диаволом. Он не только впал в непослушание, но и не покаялся перед кончиной духовнику в таком грехе. Старец много раз просил Бога открыть ему, где находится душа ленивого послушника, и Создатель открыл авве, что инок находится в аду и испытывает страшные мучения. Тогда, сильно уязвленный сердцем старец стал строго поститься и молиться сорок дней, по истечении которых старец услышал голос:

— Эта душа, за которую ты горячо молишь, должна пребывать в аду до тех пор, пока Я не приду с Ангелами и трубами; лишь после этого она примет подобающую награду за свои труды.

Это еще больше опечалило духовника и он решил продлить свой пост еще на сорок дней.

— Пусть она будет в аду, пока Я не приду на облаках, — было сказано авве, когда закончились и эти дни.

Поскольку он не смог убедить Человеколюбца Бога помиловать послушника (возможно, Спаситель сделал это для того, чтобы старец попросил заступничества у блаженного), пустынник побежал за помощью к Паисию. Узнав по благодати Божией о приходе старца, преподобный вышел ему навстречу.

— Для чего ты, отче, пришел ко мне, худому и грешному, подвергнув себя такому мучению? — спросил его подвижник после взаимного приветствия.

Поведав святому о несчастье ученика, о своих за него молениях Богу, об услышанном решении, что тот должен терпеть наказание в аду до Пришествия Господня, старец отвечал:

— Ради того я пришел просить твое преподобие, чтобы ты посочувствовал мне, несчастному, и умолил Бога за бедного моего ученика, ибо я верую, что если ты попросишь Его, то Он услышит тебя. Не оставляй меня в скорби, но попроси Его, иначе я не уйду отсюда.

Добрый старец убедил великого Паисия помолиться Богу и умилостивить Миродержца больше своими слезами, чем словами.

— О, невозможно мне предпринимать такое дело, потому что оно — твоя забота, хотя, по причинам, ведомым только Богу, Он тебя сейчас не слышит. Суды Его — «бездна великая» (Пс. 35: 7), однако, чтобы не преслушать тебя, вот, я попрошу Создателя вместе с твоим преподобием, и что покажется Ему угодным, пусть так и будет. Ты останься на этом месте и проси Творца здесь, а я пойду просить Его во внутреннюю пустыню.

В том месте Паисий встал на молитву и, возвысив руки и ум свой к Небу, произнес:

— Творче всяческих, призри на моления наши, недостойных рабов Твоих, и яко благ, свободи от адовых уз душу ученика старца.