Новый эклогион

Этому и подобному научая своих учеников, божественный Харитон пожелал им спасения души, а затем, не вкусив нисколько болезни, ничуть не испытав ни в одном своем члене недуга, пал на кровать и, простерев ноги, тотчас же в радости предал свою святую душу Ангелам. Так он перешел в бесконечное блаженство — туда, где наступает упокоение для тех, кто, проливая пот, потрудился в винограднике Господнем, для тех, кто ходил узким и утомительным путем добродетели.

Итак, все деяния и чудеса присноблаженного Харитона, которые, несмотря на их древность, избежали забвения, мы через это повествование передали вам, дорогие любознательные слушатели, во славу Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единого Божества и Царства, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие и подвиги святого и славного мученика Фалалея, пострадавшего около 284 года

Сей великомученик Христов Фалалей происходил из одной местности Финикии, называемой Ливанским лесом. Сын христианского епископа Верукия и потомок знатного рода своего города, он был воспитан «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4) и обучен также божественной и священной грамоте. Войдя в определенный возраст, Фалалей пожелал изучить врачебное искусство, как самое необходимое и наиболее человеколюбивое из всех других искусств. Он нашел одного замечательного и в высшей степени набожного врача и через малое время в совершенстве познал медицину.

Был же юный Фалалей весьма благочестив и набожен, и имел душу, украшенную всеми добродетелями и богоприятными деяниями. Так, в своем доме он принимал всех людей без различия: чужестранцев и местных, с любовью служил им в каждой их нужде. Дом его был гостиницей для всех: нищих и богатых, потому что святой весьма возлюбил добродетель гостеприимства и радовался, когда благодаря ему многие исцелялись. Однако большее сострадание и милосердие Фалалей проявлял к нищим, о них он заботился более всего, считая своими собственными их болезни и страдания. Очень часто, чтобы избавить этих людей от трудов, он брал их на руки и нес к себе в дом, стоял перед ними как раб, предпочитая лучше служить им, чем творить любое другое добро. Святой прилагал все усилия, чтобы заботиться и лечить нищих от болезней. И такое милосердие проявлял к тем, кто нуждался в помощи, что не они искали его, а он сам бежал к ним и помогал во всех нуждах, без всяких подношений возвращая им здоровье. Наряду с человеколюбием и милосердием, святого отличало нестяжание, он никогда не брал денег и никаких других предметов сего мира.

При такой бескорыстной жизни Фалалей быстро удостоился апостольских дарований. Одним лишь дерзновенным проповеданием имени Христова, без лекарств и пластырей, он лечил любую болезнь, со всяким тщанием стараясь привести ко Христу всех идолопоклонников. Он не делал никакого различия между верующими и неверующими, но всех исцелял, получая двойное уврачевание — души и тела. Ибо святой был милостив и сострадателен ко всем, горячо молил обо всех Создателя: о христианах, чтобы покаялись и загладили прегрешения, о язычниках, чтобы оставили свои заблуждения и уверовали в истинного Бога. Он даже обличал тех христиан, которые не сострадали неверным в их напастях и болезнях.

Так, однажды, некий христианин гневался на одного идолопоклонника и радовался его несчастью. Увидев это, святой весьма опечалился и обличил своего единоверца за жестокосердие:

— Не должно радоваться беде врага, потому что напасти и страдания для всех общие. Ведь никто не знает, что с каждым из нас случится в этой жизни, — наставлял Фалалей.

Один христианин, считая, что погибель нечестивых была бы благом для всех людей, не понимал Фалалея, который всю свою жизнь провел в молитве за врагов, и задавался вопросом, какая от них может быть польза, ибо они состарились в нечестии и в грехах… Однако блаженный никогда не радовался, а сострадал бедам других. Таким образом он смягчал их неверие и часто приводил к вере. Подобно ему и многие христиане избавлялись от жестокости и укреплялись в милосердии.

Имея сильную ревность к вере, святой очень старался искоренить языческую прелесть. Для этого он каждую ночь ходил и срубал высокие деревья в Ливанском лесу, у которых собирались еллины и приносили жертвы своим богам, оскверняя блудом свои души. Там же происходили попойки и танцы с участием женщин, сопровождаемые игрой на всевозможных музыкальных инструментах. Вырубив деревья, святой отучил их приносить жертвы идолам, творить бесчинства и многих привлек к себе, исцелив от болезней телесных и душевных и наставив в христианской вере.

Однажды некоего человека ужалила в грудь ядовитая змея. От ее яда грудь и бока стали гнить, так что больной находился при смерти. Потратив на врачей все свои средства и не получив никакого исцеления, уже совершенно отчаявшись, больной ожидал смерти. Однако блаженный врач охотно взялся его вылечить, попросив только уверовать во Христа. И как только тот согласился, святой помолился Богу и изобразил на его груди знамение Животворящего Креста. Вскоре от болезни не осталось и следа. Страдалец прославил Бога за двойное исцеление — души и тела, которое получил от Фалалея.

В другой раз серьезная болезнь — потеря голоса — приключилась с одним врачом. Утратив всякую надежду на исцеление, родственники принесли страждущего к святому и попросили облегчить ему муки.

— Если хочешь исцелиться, — обратился милосердный Фалалей к страдальцу, — уверуй во Христа, и Он тотчас же сделает тебя здоровым.