Новый эклогион

— Авва, почему ты не рассказал о слезах, происходящих о бесовского действия?

— А разве есть необходимость говорить о бесполезном? Если же хочешь узнать, то я расскажу тебе все, что знаю. Эти слезы иначе бывают у мирских, а иначе — у монахов. Когда слезы лишаются чего–либо из благ мира сего, то они сетуют и плачут из–за любви, которую к ним имеют, а иногда плачут от опьянения. Монахи, гордящиеся своими добродетелями (хотя на самом деле они ничто) и неразумно оправдывающие себя, превозносят себя над нерадивыми монахами тем, что якобы имеют ревность по разуму, и порой обличают и запрещают даже святых, плача и печалясь из–за них, хотя сами достойны множества слез. Очень часто они плачут о своих грехах, но не ощущают их, потому что если бы чувствовали, что они тяжелее кантари (около 57 кг) свинца, тогда бы не плакали из–за грехов других. Такие думают, что имеют Божественную любовь. Когда же диавол раздувает в них надменность и гордость, приводя в умиление, чтобы умертвить, и умножая их слезы, они готовы плакать, неустанно исполняя свое правило, которое ничуть не мешает бесу, но содействует ему до тех пор, пока он не ввергнет их в какое–либо прегрешение. Счастлив тот, кто не побежден такими слезами, но сподобился насладиться рабскими слезами благодарности, и теми, что происходят от любви.

В другой раз я снова пришел к преподобному и нашел его сильно сокрушающимся и плачущим. На мой вопрос, что с ним случилось, он ответил:

— Бесы сожгли мне сердце, а я сжег их с помощью своего тела. Я чуть было не сжег себе жилы, скрепляющие члены, и не стал ползать по земле, подобно змее, как мне и подобает, если бы Бог не защитил меня.

— Ради Господа, скажи мне причину всего этого?

— Ты знаешь, что у меня есть ученик–священник, который принимает исповедь. Однажды он мне поведал, не называя имен помыслы неких сластолюбцев, и я тотчас же понял, сердце мое вместе с телом усладилось ими. Поэтому я опечалился и, разгневавшись на себя, взял угли и положил их на срамные уды. Как говорит премудрый Нил,«духовник, желающий очистить деяния исповедавшихся ему, по необходимости принимает от них некую скверну. Тот, кто беседует о плотских страстях и очищает других от скверны, сам не может остаться неоскверненным, ибо, естественно, что даже воспоминание оскверняет его ум».

С этими словами он обнажил свои уды, и я увидел страшное зрелище, потому что первое отверстие, которое он сделал, было так велико, что туда вмещалась рука, а другое отверстие было поменьше, поскольку от сильной боли он упал в обморок.

Увидев такое, я спросил:

— Неужели Бог радуется этому?

— Конечно, радуется, потому что, согласно Григорию Богослову, человек ничем иным не может послужить Богу столько, сколько злостраданием, а за человеколюбие Его — воздать слезами. Мученики — не только те, кто принял смерть за веру Христову, но и те, кто умерли, исполняя заповеди Христа. К скорбным помыслам мы должны относиться без злопамятства и вражды, а сластолюбивым противиться и воевать на них. Но никто не сможет победить, если убоится, подобно тому как воин, если испугается смерти, то не сможет совершить подвиг. Как говорит святой Исаак: малая скорбь ради Бога, лучше большого дела без скорби, потому что вольной скорбью испытывается наша вера и любовь. Я же верю, ибо это истина, что мученики по своей воле предавали себя на строгание, сожжение и страдания ради любви ко Христу, сильнее которой нет ничего в этом мире. Да и Христос Сам волею пострадал за нас, потому и мы должны пострадать за себя, чтобы не лишиться Его любви, как говорит апостол: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).

Услышав это, я сказал:

— Горе нам, любящим плоть! Ибо ради любви к телу мы становимся врагами Богу.

Улыбнувшись, преподобный произнес:

— Когда бес сделал так, что я немного усладился, он долго смеялся надо мной и явился в образе упитанной свиньи. Однако сейчас проклятый был постыжен и горько воздыхает, будучи обожжен более меня. Вместе с тем он снова устрашает меня, скрежеща зубами, как высохший и слабый вепрь. Но теперь я смеюсь над ним, и радуюсь, и говорю, что Христос мой разозлил тебя сейчас, и снова да будет воля Его.