Новый эклогион

— От сего часа дарую его монастырю, за святые твои молитвы, а какие долги, если числятся за монастырем, прощаю и выдам свой хрисовул (грамоту), чтобы место это оставалось свободным.

Это и случилось позднее. Затем, получив благословение преподобного, царь дал ему пять литр золота для раздачи нищим и одну литру для монастыря, и так, в радости, что сподобился увидеть такого святого мужа и побеседовать с ним, ушел.

Царь сей весьма любил монахов и почитал их, поэтому очень часто, когда восседал на троне и ему говорили, что пришел некий добродетельный монах, он тотчас же просил себе пояс, препоясывался и выходил навстречу иноку. Поклонившись он лобызал его и оставался стоять со скрещенными руками. И если монах не садился, то и он тоже не садился на трон. Если же ему случалось есть, когда приходил инок, то он говорил:«Уберите, уберите стол», после чего, умывшись, вставал и лобызал инока. А во время болезни, если у ног его сидел монах, царь старался сильно их не вытягивать, чтобы не задеть инока, как будто тот был святой иконой. Если же иной раз, забывшись, он касался ногами монаха, то тотчас же отдергивал их, как бы обожженный огнем. Царь говорил:«Я верую, что все блага, которые даровал мне Бог, дарованы мне по молитвам святых моих старцев, и за мою любовь к ним, как я в том неоднократно убеждался». Но вернемся к нашему рассказу.

После того как царь с благочестивой царицей и детьми попрощались с преподобным, они испытали такую радость, что все свои одежды отдали нищим, и не только они, но и все, кто их сопровождал. Нищие же эти одежды снова продали им самим, ибо кто мог купить такие дорогие одежды? И была в той стране великая радость, потому что в то время случился сильный голод, и по стране разошелся слух, что авва Кирилл раздает деньги. В монастырь сейчас же собралось множество нищих, и после того, как было роздано пять литр золота, толпа нищих, которым ничего не досталось, стала кричать, прося денег у монахов. Преподобный велел отдать ту литру, что царь дал для обители, но другие нищие продолжали кричать. Тогда преподобный спросил братьев:

— Нет ли у кого денег, вырученных от продажи рукоделия?

И те отвечали:

— У нас есть восемьдесят монет.

— Отдайте нищим сорок.

Но и когда отдали эти сорок монет, другие нищие продолжали кричать. Преподобный велел отдать еще двадцать монет, но нищие все кричали, затем десять, но другие нищие все равно кричали. Тогда преподобный обратился братьям:

— Если хотите, примите мои грешные молитвы, и отдайте остальные десять монет, может, Христос нас искушает.

Но монахи не хотели отдавать деньги, потому что они были нужны для покупки церковного масла. Преподобный же на это заметил:

— Страсть сребролюбия проявляется тогда, когда берут с радостью, а отдают с печалью. Божественный Максим говорит, что»для любви к деньгам существуют три причины: сластолюбие, тщеславие и неверие, которое хуже двух других. Сластолюбивый любит деньги, чтобы оплачивать ими дурные свои похоти, тщеславный — чтобы прославиться, а неверующий, чтобы приберечь их в страхе перед бедностью, или старостью, или болезнью, или странничеством, и более надеется на них, чем на Бога, Промыслителя даже самых малых животных. Есть еще четвертый, который экономит деньги, чтобы раздавать испытывающим нужду. Кто считает нужду другого своей собственной, тот никогда не лишится денег». Так что прошу вас, будьте экономны, чтобы избавиться от сластолюбия, тщеславия и неверия. Разве вы не знаете, что Бог, по домостроительству Своему, привел сюда царей и их свиту, чтобы даже они отдали нищим свои одежды? Мы же, хотя видели царей, которые так поступили, не хотим отдать нищим то, что нам не принадлежит. Мы ничего не принесли в этот мир, поэтому ничего не сможем из него вынести. Как я уже сказал вам, отдайте остальные десять монет, и Бог даст вам стократную милостыню.

После того как братья отдали и эти монеты, другие нищие все еще продолжали кричать. Тогда преподобный позвал нескольких из них и сказал:«Поверьте мне, братья, больше нет денег, ибо они раздали и то, что имели от проданного рукоделия». Так нищие и ушли, благодаря святого Божия. Через несколько дней монахи стали испытывать нужду. Они пришли к преподобному и сказали:

— Где же, авва, стократная милостыня, о которой ты говорил.