Новый эклогион

Скажи мне, кто сможет описать жизнь святых такой, какая она была, кто знает ее в деталях? Потому и пишут лишь о малом из многочисленных свидетельств их святости, и ты должен знать, что благодать Святаго Духа, данная святым, не только та, о которой узнают люди, но гораздо более богата и непостижима. Она превосходит всякий ум и помышление. Если ты хочешь быть поистине мудрым, оставь еллинские глупости и успокойся, как говорит Давид, чтобы познать Бога. С помощью этого знания и духовного безмолвия ты станешь своим Богу, насколько это возможно, и тогда познаешь благодать Святаго Духа, непостижимые чудеса Божий и будешь обвинять себя, узнав, в какой тьме ты раньше находился. Без света невозможно познать тьму. Выйди на свет безмолвия и молитвы, и убежит от тебя первая тьма, ты увидишь благодать и силу святых, которой возжелаешь сам». Услышав это, книжник испугался, ибо преподобный открыл его потаенные мысли, и, получив большую пользу от этих слов, отстал от своих хульных помыслов, начав отныне исправлять и других премудрым учением святого.

«Да и я сам, — говорит писатель сего жития, — Бог мне свидетель, не буду скрывать того, что видел у преподобного, ибо был с ним знаком и имел общение. Однажды я с одним монахом вышел из Ватопедского монастыря и пошел к преподобному. Не найдя его в каливе, я опечалился и стал оглядываться вокруг. Обойдя каливу сзади и поднявшись чуть выше, я посмотрел на дорогу Илии. И вдруг увидел его в ложбине Агелариу, на расстоянии около двух миль. Путь до этого места был труднопроходимым и каменистым, ровной дороги не было совсем. Но — о чудо! — я вдруг увидел, как святой поднялся высоко над землей и, как орел легкокрылый, полетел над лесом и скалами, приближаясь ко мне. Увидев его, летящим таким образом, я испугался и воскликнул:«Велик Ты еси, Господи!«От страха я подался чуть назад и во мгновение ока святой с пением опустился там где я только что стоял. Но что он пел, из–за чуда я не помню. Упав к его ногам, я обнял его. Он же спросил меня, сколько времени я провел в этом месте, а затем, взяв меня за руку, провел в каливу. После того как преподобный долго поучал и наставлял меня, он напоследок сказал:«Смотри, никому не говори о том, что видел, до тех пор, пока я жив. Знай же, что ты станешь игуменом, а потом митрополитом Ахридским и много пострадаешь. Однако ты терпи, подражая на древе повешенному Христу, ибо Он будет тебе Помощником в искушениях, которые случатся в свидетельство твоего подвига». Все это, согласно пророчеству святого, и исполнилось на мне.

Но я не могу умолчать и о другом, что сам видел. Некий монах из Лавры по имени Иаков пришел просить святого, чтобы тот написал ему письмо, с которым он мог бы собирать милостыню на выкуп своего брата из рабства. Выждав немного, преподобный сурово ответил ему:«Ступай, вынь шестьдесят золотых, что спрятал в стене башни, и отдай их для выкупа брата. Не будь корыстолюбив и лжив, чтобы не попасть и тебе в рабство». Услышав это, Иаков рассказал правду и попросил у преподобного прощение за свою дерзость.

В другой раз некий мирянин пришел к преподобному и со слезами говорил ему:«Помоги мне, святый Божий, ибо меня отлучил от Причастия один священник, который умер, теперь я, несчастный, не знаю, что и делать». Сжалившись над ним, святой отвечал:«Ступай к митрополиту Веррии, который был архиереем умершего священника, и он тебя разрешит по закону». И тут же преподобный сказал одному монаху, бывшему с ним:«Ступай и ты к отцу Иоанну, чтобы он разрешил и тебя, пока жив, ибо он отлучил тебя от Причастия с того времени, как ты обругал его и ударил». Удивившись, что преподобный рассказал ему о грехе, о котором он и сам не знал, монах и мирской пошли в Веррию и получили прощение.

Однажды митрополит Траянопольский и его диакон решили проверить преподобного, правда ли он прозорлив. По дороге епископ надел рясу диакона, а архиерейскую мантию отдал диакону. Архиерей под видом диакона первым подошел к святому и сказал:«Благослови, отче», после чего остался стоять перед каливой в ожидании приглашения зайти. Святой же ответил:«Ты архиерей, ты и благослови меня, и не обманывай, потому что я был наверху оврага, когда вы поменялись одеждой». С этими словами святой положил поклон, а архиерей, удивившись, благословил его и обнял.

Святой рассказывал о преподобном и богоносном Нифоне Афонском, что над его каливой была небольшая пещера. Однажды Нифон вошел в эту пещеру и заснул. Пробудившись, он увидел перед пещерой одетую в красивые одежды женщину. Поняв, что это была хитрость лукавого беса, он трижды перекрестился, и она исчезла.

О себе преподобный говорил, что однажды в понедельник к нему пришел монах, которого он никогда не видел, и сел перед его каливой.«Монах этот высох от крайнего воздержания. Во вторник утром он подошел ко мне и мы беседовали. Поскольку у нас обоих не было ни хлеба, ни чего другого съестного, он вышел и сел повыше моей каливы, а в четверг утром снова вошел ко мне и мы беседовали. Затем он снова вышел и сидел на прежнем месте до утра субботы. Когда я вышел из каливы по нужде, то больше его уже не видел».

Прожив в этой пещере четырнадцать лет, преподобный Максим вышел из нее и поселился близ священной Лавры, чтобы слышать ее колокола. Здесь он соорудил небольшую келью и оставался в ней до конца жизни.

Можно еще многое рассказать о божественном Максиме, о его прозорливости, великих чудотворениях, богомудрых наставлениях, которые он давал и мирским, и монахам, и людям любого звания. Однако, по причине множества этих рассказов, невозможно все их привести в этой книге. А то, о чем мы написали, это все равно что из целого моря набрать стакан воды. Но и этого вполне достаточно, чтобы христиане узнали, что Бог не только в древности прославлял святых Своих, но прославляет и сейчас, и всегда тех, кто прославляет Его добрыми делам. Бог возвеличивает их знамениями и чудесами, которые свидетельствуют о той вечной славе, которой будут наслаждаться в Царствии Небесном. Опуская многое, я расскажу о священной кончине святого.

Некий монах по имени Никодим пришел за советом к святому, и Максим сказал ему:«Брат Никодим, скоро я умру». Он открыл ему день своего успения и назвал поименно тех, кто будет присутствовать на погребении. Именно в предсказанный день преподобный Максим и преставился, ему было девяносто пять лет. Случилось это тринадцатого января. Погребли его в могиле, которую он сам же ископал рядом с каливой, при погребении присутствовали только те, кого он назвал, ибо он не хотел, чтобы о его предсказании стало известно множеству народа. Преподобный наказал, чтобы его останки не переносили в другое место, и никто не брал бы от них какую–либо часть, но оставил в целости. Так он поступил для того, чтобы не быть прославляемым людьми.

Когда все отцы Святой Горы узнали о кончине преподобного, они сильно опечалились и много плакали, так как осиротели и лишились богомудрого учителя монашеского жития и светлейшего светильника. Всегда рассказывая об его подвигах и божественных дарованиях, они каждый год с почестями благоговейно совершают службу в память святого. Так прославили и прославляют на земле преподобного Максима люди, а на Небесах, прияв его чистейшую и святую душу, Святая Троица вселила его в скинии святых и прославила неизреченным и непостижимым светом божества. Он предстоит ныне Христу, Которого возжелал от юности своей, и радуется вместе с Ангелами и святыми, и непрестанно молится о нас.

Непрекращающиеся у его могилы чудеса показали, что благодать Святаго Духа неразлучно пребывает с божественными его мощами. Некий монах Дионисий, прозываемый Кондостефанос, сильно мучился от головных болей. Он пришел к гробнице преподобного, и с верой и слезами просил Бога и святого дать ему здоровье. Немного задремав, он, когда проснулся, почувствовал, что здоров. Прославив Бога и святого, монах взял земли с могилы, которая оказалась как миро дивное, наполнив неизреченным благоуханием все вокруг.

«Да и я сам, — говорит автор жития, — который видел святого, парящего в воздухе, когда сильно заболел и приблизился к смерти, со слезами призвал святого. Он явился ко мне во сне, исцелил меня, и я поправился, прославляя и благодаря Бога и святого за то, что уже был мертв, но воскрес».

Некий иеромонах святой жизни по имени Нифон вместе с другим подвижником пришли на могилу к святому и, раскопав, взяли часть из его святых мощей. При этом разлилось такое благоухание, что они не смогли его вынести. Вытерев губкой, смоченной в воде, взятую ими частичку мощей, они с верой помазали себя этой губкой, после чего снова положили мощи на место, исполнив заповедь преподобного, велевшего оставить его мощи целыми. Они снова засыпали могилу землей, как и было прежде, и прославили Бога, так прославляющего святых Его. В великой радости они каждый день посещали могилу святого Максима и обоняли исходившее благоухание. Точно так же поступали и все те, кто подвизались рядом с местом его погребения, наслаждаясь благоуханием во славу Христа, Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.