Новый эклогион

Другой монах, много лет страдая от головных болей, истратил большие средства на врачей, не получив однако никакого исцеления. Придя к святому и припав к его ногам, он горячо молил исцелить его, говоря:«Я знаю, святейший отче, что все, что бы ты ни попросил у Бога, Он даст тебе, ибо ради любви к Нему ты и избрал себе эту пустыню». Святой по смиренномудрию своему отвечал:«Отче, я грешен, а грешников Бог не слушает». Больной же не переставал со слезами припадать к нему и просить об исцелении. Побежденный естественной своей добротой и состраданием, блаженный Нифон прочел молитву над головой больного, после чего послышался шум, как от сильного ветра, и — о чудо! — больной исцелился, поблагодарил святого и прославил Бога.

Другой монах–келлиот понадеялся на себя и на свои знания, поэтому и не стал открывать свои помыслы более опытному духовному отцу. Так он и жил, как подсказывал ему помысел. Вследствие этого несчастный впал в прелесть и принял ангела тьмы за Ангела света. Наученный им множеству непристойностей, монах впал в гордыню и думал, что своими добродетелями превосходит всех. Однажды он пришел к святому Нифону. На вопрос, зачем он пришел, тот отвечал:

— Посмотреть на тебя, который знаменит добродетелью.

Святой на это заметил:

— Как это ты, такой великий и дивный, снизошел до того, что пришел ко мне, ничтожному и убогому?

— Бог оказал мне благодеяние, и дар, который я имею — от Бога.

— Брат, дар Божий есть смиренномудрие. Помысел от Бога — думать о себе, что ты самый последний из всех, помысел от Бога — достичь великих добродетелей и думать, что ты хуже всех. А то, что ты возомнил о себе, это прелесть от сатаны, который тебя и научил всему.

После таких слов святого монах как бы пришел в себя и сказал:

— Отче, если гордыня моя от лукавого, то прогони ее, прошу тебя, своей молитвой и избавь меня от высокомерия.

Возвысив душевные свои очи к небесам, блаженный Нифон сказал:

— Господи, Иисусе Христе, взыскавший и обретший заблудшую овцу и сопричисливший ее прочим незаблудшим, прогнавший мысленного волка, искавшего погубить ее, и показавший нам путь спасения. Ты, Владыко, раба Твоего сего, который по простоте своей и по коварству диавола–обольстителя впал в прелесть, избавь от высокомерия бесовского, — да познает Тебя, Истинного Бога, ради нас крест и смерть претерпевшего, и да прославит имя Твое святое во веки. Аминь.

Так молился преподобный, и тотчас же с очей брата спала как бы пелена, и он ясно познал, в какое зло он, несчастный, впал. С тех пор, избавившись от сатанинского высокомерия, он с благоразумием и смирением стал проводить богоугодную жизнь.

Из святой Лавры за какое–то согрешение был изгнан некий монах, который пришел к святому Нифону и пожаловался, что его выгнали несправедливо. Этот брат просил, если возможно, позволить остаться у него послушником. Однако святой, провидя будущее, велел ему вернуться в монастырь, припасть к ногам игумена с покаянием и смиренномудрием, чтобы тот снова принял его.«Если же ты не вернешься, — сказал святой, — то и здесь не сможешь вынести все тяготы, и лишишься того доброго, что мог бы получить монастыре. Ибо если ты вернешься, то через некоторое время станешь екклисиархом, а затем игуменом. Однако тебе более всего должно иметь смиренномудрие». С улыбкой святой продолжил:«Когда с помощью Божией ты станешь игуменом, вспомни о нас, и уделяй нам средства от части общежительной». Когда монах вернулся в обитель, то действительно, через некоторое время, согласно проречению преподобного, стал екклисиархом, а затем игуменом, и посылал святому все необходимое для жизни.

Трое монахов захотели навестить преподобного, но поскольку один из них был безбородый, они оставили его на дороге, далеко от кафизмы преподобного. Когда эти два монаха пришли к святому, тот спросил их:«Почему вы не привели с собой и того юношу, который станет обителью Святаго Духа». Удивившись словам святого, они пошли и привели юношу. Получив большую пользу от беседы с преподобным и приняв от него благословение, все трое ушли, прославляя Бога. Юноша же тот, преуспев в добродетели, согласно слову святого, просиял в монашеском житии.