Новый эклогион

— Как не может быть, чтобы крайне порочные люди не имели хотя бы искорки добра, так невозможно, чтобы весьма добродетельные не имели какого–нибудь греха. И так всегда: в крайне порочных обретается некая часть добра, а в добродетельных — часть греха. Очень часто можно встретить примеры, когда исполненный всяких постыдных страстей милостив, а постник, целомудренный и аскет, — клеветник и сребролюбец. Вот поэтому никому не следует пренебрегать малым, как будто оно не может ему повредить, ибо капля камень точит. Великие блага приходят к человеку от Божественной благодати, но с малыми страстями мы должны бороться своими силами. Кто борется с большой страстью, по благодати Божией, и пренебрегает малыми грехами, получит большой вред. Когда мы начинаем ходить, Господь, как Истинный наш Отец, протягивает нам, духовным своим детям, руку, чтобы мы не упали. Избавляя нас от великих опасностей, Он оставляет нас одних справляться с малыми. Так он показывает нам величину нашей свободы и возможности нашей силы. Ибо тот, кто побеждается малыми страстями, как сможет уберечь себя от больших? — проповедовала Синклитикия, боримая тяжелой болезнью.

Тогда диавол напал на преподобную с еще большей силой поразил у святой органы речи, чтобы таким образом помещать ей говорить. Бес думал, что теперь сестры перестанут ходить к блаженной. Но даже и в таком положении, лишив инокинь возможности слышать слова преподобной, он стал виновником их великой пользы: видя болезни преподобной, сестры еще более укреплялись в добродетели, телесные язвы святой исцеляли их уязвленные души, а мужество души и терпение стали для видящих ее предостережением и лекарством. Враг не достиг своей цели и поразил преподобную другим способом: у нее заболел зуб, и от него тотчас же загнила десна, так что зуб сам собой выпал. Заражение распространилось на всю челюсть, так что все мягкие ткани стали гнить. За сорок дней сгнила вся челюсть, а через два месяца образовалось отверстие, вокруг которого все почернело. От всего тела стало исходить ужасное зловоние, и сестры, служившие ей, страдали от него больше, чем сама больная. Большую часть времени святая находилась одна, потому что сестры не могли выносить этого нестерпимого запаха. Когда же возникала необходимость подойти к преподобной, монахини возжигали большое количество ладана и только после этого заходили в келью. Оказав услугу, они тотчас удалялись. Однако чаще блаженная Синклитикия сама не разрешала сестрам помогать ей, так как ясно видела врага, воюющего с ней. Так она в очередной раз доказала свое мужество. Хотя сестры просили ее ради собственной немощи помазать больные места миром, она не соглашалась, потому что рассуждала: «Если я приму помощь от людей, то уклонюсь от славной битвы с врагом». Она не соглашалась ни на какое лечение, однако врач все же убедил ее в необходимости принять некоторые меры:

— Мы не собираемся тебя лечить или утешать, но хотим, по обычаю, предать земле ту часть твоего тела, которая отпала, сгнила и сделалась мертвой, чтобы от издаваемого ей смрада не заболели служащие тебе сестры. То, что делают для мертвых, то сделаю сейчас и я: смешаю вино с алоэ, смирной и миртом, и помажу этим раствором сгнившую часть, — сказал он подвижнице.

Преподобная приняла его совет, и из жалости к служившим ей сестрам согласилась. После этого безмерное зловоние прекратилось. Кто не содрогнется, видя эту невыносимую рану, кто не получит пользу, размышляя над терпением преподобной, кто не укрепится, думая о ее победе и поражении диавола! Мерзкий поразил святую именно в ту часть, откуда тек спасительный и сладчайший источник слов, а безмерная его злоба отгоняла от нее всякую человеческую помощь. Как кровожадный зверь он устремлялся на свою добычу, где бы она ни находилась. Но, собираясь ее пожрать, он сам стал пищей, ибо был пойман как бы на крючок телесной немощью. Видя, что преподобная — женщина, он презрел ее как немощную, не зная всего ее мужества. Видя, что члены ее расслабленны, не смог слепец разглядеть мужественнейший ее помысел. Три месяца подвизалась преподобная в этом подвиге, тело же ее держалось Божественной силой, потому что природная сила оскудела. От чрезмерного гниения и зловония, от сильных болей святая не могла ни есть, ни спать.

Перед своей кончиной блаженная увидела Ангельские силы и святых дев, которые звали ее на Небеса. Она сподобилась узреть сияние Божественного света и место, где находится рай. После этого откровения она призвала сестер мужественно переносить временные скорби и не предаваться малодушию. Затем преподобная сказала им, что через три дня разлучится с телом, с точностью назвав час своей кончины. В определенное Господом время святая Синклитикия отошла ко Господу и получила от Него награды подвижнического венца — славу и похвалу Царства Небесного. Богу же нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Епифания, архиепископа Констанции Кипрской, просиявшего в V веке

Святой авва Епифаний был родом из селения Висандуки, расположенного в трех милях от Елевферополя в Финикийской области. Его отец занимался земледелием, а мать — обработкой льна. Отец блаженного скончался рано, когда Епифанию было всего десять лет, поэтому мать и младшая сестра Каллитропа были вынуждены жить в довольно стесненных обстоятельствах: часто им не хватало денег на пропитание. Всем их богатством был непослушный вол. Как–то мать сказала Епифанию, чтобы он пошел на базар, продал эту скотину, а на вырученные деньги купил еды. Однако отрок, зная нрав животного, воспротивился этому:

— Ты знаешь, что вол наш непослушен, и если я пойду его продавать, то народ на ярмарке, увидев его, накажет меня, — сказал он матери.

— Ступай, чадо, и Бог отцов наших Авраама, Исаака и Иакова сделает его послушным, чтобы ты смог его продать, а мы приобрели на эти деньги все потребное, — настояла на своем мать.

Призвав на помощь Бога и исполняя послушание матери, Епифаний взял животное и повел его на рынок. Здесь вол успокоился, стал кротким и привлек внимание одного торговца–еврея по имени Иаков.

— Поскольку мы одной веры, чадо, и являемся рабами Праведного Бога, соблюдем справедливость при продаже вола, чтобы ты не был обижен, и я не понес вреда, — обратился он к Епифанию. — Таким образом, мы не наведем потом на себя проклятия, и Бог не будет на нас негодовать, но привлечем благословения, потому что Он Сам сказал: «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» (Чис. 24: 9).

Услышав это, Епифаний сильно испугался:

— Я больше не хочу продавать вола, потому что это животное непослушное, мать велела мне его продать, чтобы купить еды. У нас умер отец, и мы очень нуждаемся. Однако сейчас я услышал от тебя, что вредить ближнему плохо. Я боюсь Бога и не хочу, чтобы ты предал меня проклятию за непослушное животное, — вдруг сказал он старому еврею.