Новый эклогион
— Поверьте мне, братья, что Господь наш Иисус Христос, в Кане Галлилейской претворивший воду в вино, сотворит из этого вина воду, — обратился к инокам божественный Епифаний, взяв бурдюки, наполненные вином.
И — о чудо! — вино в тот же час превратилось в воду. Путники напились сами, напоили животных, и ожили. Но чудо это вызвало удивление, как у братии, так и у путников. Святому пришлось покинуть обитель, потому как странники разгласили об этом по всем окрестностям. Епифаний ушел в более дикое место и, не зная где его искать, вся братия опечалилась.
В то время проходили рядом с его кельей сарацины. Будучи злыми насмешниками, они стали издеваться над отшельником и даже хотели его избить. Однако, как только свирепый одноглазый разбойник занес над Епифанием нож, у слепого открылся незрячий глаз. Объятый сильным страхом, сарацин бросил меч и стоял без движения. Его товарищи, заметив, что тот стоит без движения, подошли к ним. Увидев, что у того открылся глаз, они застыли в изумлении. Тогда авва стал спокойно и со смирением говорить с ними. Разбойники подумали, что он — бог, и понудили его идти с ними. Следуя за ними три месяца, святой препятствовал им в совершении беззаконий. Однако это смутило банду и она попросила Епифания оставить их. Наставив сарацин в значительной мере, блаженный напоследок предупредил их, что если они не престанут творить злые дела, то не смогут жить спокойно и быть счастливыми. Затем сарацины привели его в то место, где он жил ранее и, построив ему жилье, оставили его с миром. Я же, будучи одним из них, но наставленный святым в слове истины и вере Христовой, остался жить вместе с ним. По прошествии шести месяцев мы со святым пошли в монастырь к Илариону Великому. Братия очень обрадовалась нашему приходу, а через несколько дней в этой обители и я сподобился принять от настоятеля Таинство Крещения, и был наречен Иоанном. Мы провели там десять дней, и все это время братия просила святого Епифания остаться с ними в монастыре, на что тот не согласился. По дороге домой мы встретили юношу, одержимого одним из бесовских князей. Божественный Епифаний пожалел его и громким голосом воззвал:
— Во имя Распятого Иисуса Христа повелеваю тебе, нечистый демон, выйти из создания Божия.
Тотчас же бес скрутил юношу, бросил его на землю и прокричал:
— Ты выгоняешь меня, Епифаний, с моего места, но знай, что я уйду к Персидскому царю и заставлю тебя прийти туда с большой скорбью.
После этих слов юноша пришел в разум и упал к ногам святого, который поднял его и с миром отослал домой. А тот лукавый действительно пошел в Персию и, вселившись в царскую дочь, стал мучить ее, как некогда и юношу.
— Царь, если не придет Епифаний, пославший меня в твою дочь, я не выйду из нее, — приговаривал бес постоянно и звал Епифания.
Услышав подобные слова от демона, царь послал множество людей в Финикию искать подвижника. Однако труды воинов были тщетны: они не смогли найти отшельника. Но нечистый открыл царю, что Епифаний живет в местечке, называемом Спанидрион, и в следующий раз воины отыскали божественного. Подойдя ночью к двери его кельи, они стали стучать, но поскольку святой в тот час молился, он не только не открыл им, но даже не откликнулся на стук. Разгневавшись, те хотели разрубить дверь, один из них вытащил ножен меч и уже занес руку для удара. Но в этот момент рука его застыла в воздухе и высохла. Тогда на остальных напал страх, и они отбежали далеко от кельи. Авва открыл дверь лишь спустя долгое время, когда закончил молитвенное правило.
— Помилуй меня, раб бессмертных богов, — возопил к Епифанию пострадавший воин.
— Чего ты хочешь от человека грешника? — удивленно спросил блаженный.
— Я пришел сюда здоровым, и вот, у меня высохла рука.
— Здоровым пришел, стань здоровым снова, — проговорил Епифаний и, как только взял его за руку, она стала здоровой как и другая.
Увидев это чудо, все припали к ногам святого и поклонились ему. Затем они открыли ему причину посещения. Услышав слова посланцев, святой понял, что тот демон, которого он изгнал из юноши, вселился в царскую дочь и мучает ее.