Новый эклогион
— Отче, пойдем вместе, вкусим от трапезы, — пригласил святого царь.
Однако божественный авва отказался от его угощения и насытился лишь небольшим количеством предложенного хлеба. На другой день правитель позвал святого к себе, а когда преподобный пришел, встал с трона и бросил на землю свой скипетр.
— Царь, подними скипетр, и благодари Бога, давшего его тебе, — образумил правителя блаженный.
— Прошу тебя, отче, останься с нами, и я буду делать все, что ты мне скажешь, — стал упрашивать властитель.
— Если ты соблюдешь мои слова, то я буду поминать тебя, где бы я ни находился, — пообещал ему авва и остался в царском дворце на десять дней.
По прошествии этого срока Епифаний заповедал царю спокойно править своей страной, не ходить войной на римлян, дабы не стать врагом Распятого Иисуса Христа и не погибнуть злой смертью от рук своих противников. После этого царь со своим двором решил проводить нас до дома. По дороге из дворца путники увидели погребальную процессию: несли умершего ребенка одного Персидского князя, чтобы бросить его на съедение псам (у персов существовал обычай бросать умерших псам). Но святой обратился к несущим с просьбой поставить носилки на землю, чтобы посмотреть на покойного.
— Должно, царь, мертвецов погребать в земле, а не бросать их на съедение псам. Знай, что злодеи живут в твоем государстве, которые безвременно убивают людей, как вот, например, этого ребенка. Злые люди беззаконно умертвили его с помощью магии. Но мой Бог, Который был распят на древе, воскресит его перед всеми, — с этими словами он взял мертвого за руку и громким голосом обратился к Богу с молитвой, умоляя воскресить этого отрока.
Сняв с себя плащ, Епифаний накинул его на одр, ибо персы имеют обыкновение нести покойников обнаженными, и тотчас же — о чудо — сын именитых родителей воскрес и поблагодарил святого. Тогда правитель подумал, что перед ним стоит сам бог, но блаженный успокоил его:
— Не думай так обо мне, царь, потому что я подобный тебе смертный человек, но мой Бог, в Которого я уверовал, дает совершать такие знамения тем, кого любит.
— Сколько вооруженных воинов тебе нужно, отче, чтобы охранять тебя в пути?
— У меня есть Бог, Который защищает меня Своим вооруженным воинством — Ангелами.
— Ступай в здравии, Епифаний, слава римлян, и помни и о нас, живущих в Персии, — поклонился правитель авве и отпустил его с миром.
Расставшись, мы пришли к себе домой. Через три дня у нас закончилась питьевая вода.
— Господи Боже наш, скалу рассекший, воду из нее источивший и жаждущий народ напоивший, рассеки эту землю и сделай так, чтобы из нее возле жилища бедных забил источник воды, — обратившись к востоку, помолился преподобный.