Новый эклогион

— Неси.

— Но я больше не выйду отсюда, поэтому прошу тебя, пошли Каллиста, пусть он принесет мои книги и все мои вещи.

Тот Каллист был сыном Аэтия, первого эпарха города Рима, и некогда был одержим бесом. Однажды ночью во сне он увидел святого Епифания.

— Каллист, хочешь я выгоню из тебя беса? — спросил он юношу.

— А кто ты, господин, что можешь изгнать беса?

— Я — Епифаний из Финикии Палестинской, живу в монастыре Спанидрион. Если я выгоню из тебя беса, ты придешь жить в мой монастырь?

— Выгони, господин, из меня беса, и я приду жить в твой монастырь, — пообещал молодой человек.

— Смотри, не поступай иначе, а то бес снова войдет в тебя.

Проснувшись, Каллист рассказал свой сон отцу, и с того дня уже больше не мучился от беса, поэтому через три месяца он попросил отца отпустить его в обитель Епифания. Отец не воспротивился желанию сына, дал ему денег и благословил на монашеское жительство. В Финикии Каллист нашел святого и, поведав ему обо всем случившемся, поселился вместе с ним. Он–то, вместе с двумя отроками, согласно повелению отца Епифания, на верблюдах отправился в Едессу и привез в монастырь книги философа.

С того дня святой и философ каждый день проводили много времени в спорах.

— Пророк Даниил говорит: «Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). Принеси сюда свои книги, а я — свои, которые мне даровал Бог. Сядем и рассудим между нами, — как–то сказал оратору преподобный и положил Священное Писание справа, а философ свои книги — слева.

Свою беседу они начали от сотворения мира. Епифаний излагал так, как это написано в Книге»Бытие»у Моисея, а философ — по Гесиоду. Они прочли эти две книги, а потом стали спорить. Но свет был светом, а тьма осталась тьмой, то есть происхождение мира по Моисею было истинным, а по Гесиоду — ложным. Моисей написал Книгу»Бытие»по благодати Божией, а Гесиод от Бога имел жизнь, а от демонов — свои заблуждения. И целый год треблаженный так и не смог убедить философа…

В те дни семь крестьян привели в монастырь одного одержимого, а поскольку эти семь не могли его удержать, то они связали несчастного цепями. Тогда святой попросил философа призвать множество своих богов, чтобы они изгнали демона из юноши. Оратор подумал, что Епифаний так сказал, потому что проиграл в споре.

— Философ, что скажешь об этом юноше? Или ты исцелишь его с помощью своих богов, и я уверую в них, или мой Бог, Распятый, исцелит его, и ты уверуешь в Него, — уразумев ложные мысли философа проговорил божественный авва.

Однако язычник не поверил, что сказанные чудотворцем слова могут быть истинными. Он подумал, что тот сказал их из гордости.

— Хочешь, я сниму с твоих рук железные оковы? — обратился Епифаний к бесноватому юноше.

Услышав это, философ от страха убоялся и закрылся на замок в своей келье. «Этот монах напрасно хочет снять оковы с бесноватого. Убегу я, пожалуй, чтобы не претерпеть мне от него какое–нибудь зло», — подумал оратор.

— Я, грешный Епифаний, раб Господень, повелеваю тебе во имя Иисуса Христа Распятого, Сына Божия, выйти этого человека и более не входить в него, — возгласил преподобный.

Бес тотчас же вышел, а к юноше вернулся разум, и он пришел в нормальное состояние. Тогда, открыв дверь, философ увидел, что юноша исцелен, и побежал поклониться святому.

— О, Епифаний, победитель и венценосец, верую твоим словам через твои дела, и именно — благодаря этому чуду которое вижу. Ведь слова, будучи бесплодными, сотрясают воздух, дела же имеют плод и видны. Поэтому и я хочу стать рабом Распятого, — исповеднически обратился язычник к блаженному.

— Что ты удивляешься, философ, думая, что я сотворил это чудо? Нет же, не я, а Сын Божий творит чудеса через тех, кто веруют в него, — образумил его авва.