Преподобный Иустин (Попович)-О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ-Избранные параграфы из труда преподобного Иустина (Поповича) "Православная

Избранные параграфы из труда преподобного Иустина (Поповича) "Православная философия истины (Догматика Православной Церкви)".

Содержание

Возникновение человеческого мира

О первоначальном состоянии человека

Первородный грех, его причины и последствия

Сущность и значение прародительского греха

Последствия первородного греха для прародителей

Наследственность первородного греха

Ошибочные учения о первородном грехе

Обзор и критика римокатолического и протестантского

учения о первородном грехе

Примечания

Возникновение человеческого мира

Трисолнечный Господь сотворил первого человека по образу Своему как родоначальника человеческого рода - сотворил его немного меньшим Ангелов, но намного большим твари. Тело его создал из земли - этим в человеке представлен материальный мир; вдохнул в него дух жизни - этим в нем представлен духовный мир. Принадлежа душой духовному миру, а телом - материальному, человек является малым миром в большом (микрокосмос) или большим миром в малом (макрокосмос). "Желая объявить богатство Своей благости, - говорит святой Григорий Богослов, - Бог решает произвести живое существо из обеих, т.е. из видимой и невидимой природы, и Он сотворяет человека, взяв из уже созданной материи тело, а от Себя вложив жизнь (что называет разумной душой и образом Божиим - греч. "икона Феу"), сотворяет как некий иной мир - малый в великом" [1].

А святой Дамаскин пишет: "Бог сотворил человека как некий иной мир, малый в великом" [2]. Сотворенный таковым, человек представляет собой таинственное единство материи и духа, видимого и невидимого, земного и небесного, временного и бессмертного, пространственного и бесконечного; представляет собой некую середину между великостью и малостью [3]. Способ сотворения человека отличается от способа сотворения материального мира. Святое Откровение свидетельствует, что материальный мир сотворен по слову Божию, а человек - по образу и подобию Божию. Сотворению человека предшествует совет в Троичном Божестве, после чего все три Божественных Лица непосредственно и лично сотворяют человека. "И рече Бог: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их" (Быт.1:26-27; ср.: Быт.5:1; 9:6; Кол.3:10; Еф.4:24). Так, "первого человека сотворил не только Отец, но и Сын, но и Святой Дух" [4]. Отсюда "Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне" [5] Говоря в другой раз в книге Бытия о сотворении человека, боговидец Моисей дает некоторые подробности, которые во многом объясняют таинственное двойство человеческого существа. Здесь он показывает, что тело человеческое - из праха земного, а душа - из дыхания Божия. "И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу" (Быт.2:7). А о сотворении женщины говорится: "И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его. и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю к Адаму" (Быт.2:21-22), Преимущество сотворения человека состоит в том, что Триипостасный Бог лично и непосредственно, так сказать. Своими собственными руками создал тело человеческое и дал ему Свое дыхание жизни, а не земля его, по заповеди Божией, сама произвела, как это было с прочими живыми существами на земле (Быт.1:24). "Из видимой и невидимой природы, - говорит святой Дамаскин, - Бог Своими собственными руками сотворил человека по образу Своему и по подобию; из земли создал тело, а душу разумную и мыслящую дал ему дыханием Своим" [6]. В человеке весьма таинственным образом сочеталась богообразная доброта и красота с черным прахом земным, и "человек сотворен Творцом, чтобы быть воплощенным образом трансцендентной Божественной силы" [7]. Человек не является ни только телом, ни одним духом; он - единство тела и духа, и причем - богозданное единство, в котором все неизреченно таинственно и загадочно. Ни душа без тела, ни тело без души не составляют человека, но одно с другим и одно в другом. Так, по словам святого Иринея. "душа может быть частью человека, но никак не человеком в целости; полный человек - в единстве, в союзе души с телом. Точно так же и телесный состав сам по себе не является полным человеком, но является телом человека и частью человека" [8]. "Что есть человек, - спрашивает святой Иустин, - если не разумное существо, составленное из тела и души? Является ли душа сама по себе человеком? Нет, она - душа человека. Назовем ли тело человеком? Нет, но телом человека. Ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не являются человеком, но их единство называется человеком" [9].