These sins make the soul filthy and hateful: before God. For if only one evil thought is abominable and hateful in the sight of God, as the Inventive says: "Evil thoughts are an abomination in the sight of the Lord" (Proverbs 15:26), and if thoughts alone, when they are evil, separate the soul from God, and wrong reasoning distances it from God (Wis. 1:3), then how much more is that accursed soul separated from the love of God and becomes abhorrent to His boundless goodness, who actually commits these "small" sins?

We need to flee from these "small" sins, because if we intend to please God and not give up "light" sins at the same time, then what can be more hateful to Him than our desire to unite Heaven with hell, darkness with light, fire with water, and holiness with evil?

Эти грехи, хотя и кажутся небольшими, но обладают огромной тяжестью, потому что оскорбляют Всесвятого Бога. Так же и величайшее зло, причиняемое кем‑либо твари, является ничтожным по сравнению с тем, какое причиняется Творцу. Устыдимся же той легкости, с какой мы совершаем поступки, неугодные Богу. Будем исполнять заповеди Господни — все без исключения — и решимся не только не совершать этих малых грехов, но и совершенно не допускать, чтобы наше сердце склонялось к ним. Если же нам случится впасть в них по немощи естества и воли, то не допустим, чтобы наше сердце увлеклось ими, но возненавидим их, покаемся и исповедуемся в них и будем просить Господа, — да укрепит Он нас Своей благодатью, чтобы нам снова в них не впасть.

Задумаемся также о множестве зол, которое привносят в нашу душу «легкие» грехи. Как болезнь расслабляет тело, так малые грехи удаляют от нашей души всякое добро и расслабляют ее, уничтожая добродетели, доставляющие человеку благоухание святости. Каждый грех, хотя и кажется легким, удаляет нас от плодов духовной жизни, поставляет нас вдалеке от Святых Тайн и препятствует нашему единению с Владыкой Христом, как и пророк Исайя говорит: беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом (Ис. 59, 2). Этот малый, казалось бы простительный, грех делает нашу душу холодной для любви, умерщвляет благочестие, иссушает слезы умиления, угашает покаяние и препятствует вселению в нас благодати Христовой. Однако еще большим злом является то, когда мы от малых грехов с легкостью переходим к тяжким, смертным грехам, которые совершенно губят несчастного человека. Эти грехи делают бессильными добрые навыки души и препятствуют получению помощи от Бога.

Задержимся теперь на том, как от малых грехов мы переходим к большим. Нам кажется маловажным неосторожно рассматривать чье‑нибудь красивое лицо. Но давайте проследим, какие от этого рождаются грехи. Разглядывание красоты дает повод нечистым помыслам нападать на нас. Сначала они начинают привлекать к себе наше внимание, затем в нас появляется решимость достигнуть наслаждения, потом мы на деле совершаем грех, его повторное совершение порождает привычку к нему, привычка постепенно переходит в постоянный обычай, обычай вырастает в необходимость грешить, такое состояние порождает отчаяние, отчаяние же ввергает человека в вечные муки.

Господь дал назореям заповедь не пить вина и не вкушать не только зрелых, но даже и незрелых виноградных ягод, а также не пить их сока. И это потому, что у того, кто ест незрелый виноград, понемногу появляется вкус к зрелому, от него — к виноградному соку, от сока — к вину, а от вина — к пьянству. Теперь мы видим, к чему приводит длинная цепочка, начинающаяся с «легкого» греха. Тот, кто не обращает внимания на малые согрешения, впадает в большие, как говорит Дух Святой в Премудрости Сираха: ни во что ставящий малое мало–помалу придет в упадок (Сир. 19, 1).

Наконец, святой Иоанн Златоуст говорит, что хотя и малы семена, но из них вырастают большие деревья, также и лисицы — небольшие животные, но губят весь виноградник. Так и малые страсти, как лисицы, поедают гроздья добродетелей, человек постепенно развращается и из малых грехов впадает в великие.

Стремление к наслаждениям

Доставить наслаждение пяти чувствам—приятное и одновременно мучительное влечение, которое человек ощущает в своем сердце. Однако никакой самый красноречивый человек никогда не сможет в полноте описать все то зло и вред, которые наслаждения привносят в душу. Если диавол будет предлагать нам яд, не будем пить его, хотя бы он и смешал его с медом наслаждений (когда я говорю о наслаждениях, то подразумеваю под ними удовлетворение плотских похотей — блуда, прелюбодеяния и других подобных страстей).

Каждый из нас знает, что нечистота и бесстыдство наслаждений ослепляет ум и привязывает сердце к преходящим делам мира. После этого покажутся истинными слова, сказанные одним до–родетельным человеком, что кроме младенцев мало кто достигнет Рая и спасется. Наслаждения питаются долгим сном, вкусной пищей, красивой одеждой, мягкой постелью и вообще всем тем, что доставляет покой нашему телу.

Любители наслаждений устремляются к пиршествам, к развлечениям, к дурным компаниям, к бесстыдным песням, к комедиям, на праздники и не пропускают ни одного случая к удовольствию; их жизнь полна наслаждениями, блудом, развлечениями и всякого рода грехами. А если кто‑нибудь укорит их за такую жизнь, то они станут обзывать его неотесанной деревенщиной, которая хочет превратить города в пустыни, а мирян — в отшельников. Они будут говорить так для того, чтобы оправдать себя. Только одно они считают благом — проводить время в развлечениях: от кровати они переходят к столу, от стола — к развлечениям. И так проходит вся их жизнь — без отдыха бегут они от одного греха к другому, и ад открывает свои уста, чтобы поглотить их всех, самих ввергающих себя в него.

Сам Господь устами пророка Амоса сказал о том, как далеки от счастья аристократы и князья, которые спят в мягких постелях, едят превосходную пищу и развлекаются всеми возможными способами. Горе вам, богатым, имеющим покой в этой жизни! Горе вам, пресыщающиеся всяким удовольствием! Горе вам, смеющиеся ныне! Горе вам, когда люди будут хвалить и почитать вас!